Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования художественно-эстетическое развитие предполагает: развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей [2].
Исследованием проблемы художественно-эстетического развития дошкольников занимались такие отечественные ученые, как Н.А. Ветлугина, Д.А. Леонтьев, Д.Б. Лихачев, Б.М. Неменский, Б.М. Теплов, Е.А. Флерина и др. Большинство исследователей называют следующие категории художественно-эстетического развития: эстетическое восприятие, эстетический вкус, эстетический идеал, эстетическая оценка. Д.Б. Лихачев выделяет также эстетическое чувство, эстетическую потребность и эстетическое суждение. Вся система художественно-эстетического развития нацелена на общее развитие дошкольника как в эстетическом и художественном плане, так и в духовном, нравственном и интеллектуальном.
Поскольку ведущим видом деятельности дошкольников является игра, то театрализованной деятельности, в рамках художественно-эстетического развития, отводится важное место. Театрализованная деятельность – это неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний, эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате дошкольник познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу, познает радость, связанную с преодолением трудностей общения и неуверенности в себе.
Учеными установлено, что старший дошкольный возраст является сензитивным к театральному искусству (Л.С. Выготский), а театрализованная игра является ведущим видом деятельности детей данного возраста.
А.Г. Гогоберидзе и С.Г. Машевской установлено, что исходя из своих способностей и возможностей, в театрализованных играх старшие дошкольники способны выступать в разных игровых позициях: ребенок-«актер», ребенок-«режиссер», ребенок-«декоратор», ребенок-«зритель». По мнению С. Н. Томчиковой, театрализованная деятельность – это специфический вид художественно-творческой деятельности, в процессе которого ее участники осваивают доступные средства сценического искусства и, согласно выбранной роли (актера, сценариста, художника-оформителя, зрителя и т.д.), участвуют в подготовке и разыгрывании разного вида театральных представлений, приобщаются к театральной культуре [1].
Для того чтобы процесс художественно-эстетического развития старших дошкольников средствами театрализованной деятельности проходил успешно необходимо создавать определенные условия. Среди которых, на наш взгляд, большое значение имеет наличие программы художественно–эстетического развития старших дошкольников средствами театрализованной деятельности.
В ходе экспериментальной работы нами была разработана программа «Театральная азбука» для детей шестого года жизни. Цель программы: художественно-эстетическое развитие старших дошкольников средствами театрализованной деятельности.
Задачи программы:
Формировать у детей позитивное отношение к театрализованным играм и сверстникам.
Совершенствовать игровые позиции детей: ребенок-«зритель», ребенок-«актер», ребенок-«декоратор».
Развивать у старших дошкольников инициативу и самостоятельность в раскрытии образа героя с помощью комплекса средств невербальной, интонационной и языковой выразительности.
Принципы: системности и последовательности, учета возрастных особенностей детей, доступности и привлекательности для детей, свободы детского творчества и импровизации, индивидуальный подход. Программа состоит из трех разделов.
Раздел 1. «Театральный зритель». Цель: художественно-эстетическое развитие старших дошкольников в позиции «зритель».
Темы: «Театральные встречи», «Угадываем настроение», «Учимся сопереживать».
В первом разделе дети погружаются в мир театра. Знакомятся с театральным искусством и профессиями людей, работающими в театре, правилами поведения в театре, учатся выражать свое отношение к прочитанным произведениям и просмотренным спектаклям. Для этого проводятся виртуальные и непосредственные экскурсии в театры г. Магнитогорска, просмотры спектаклей и видеофильмов, знакомство с произведениями композитора М.Ф. Старикова и с книгами детских поэтов (А. Барто, К. Чуковского и др.), русскими народными сказками. Для развития наблюдательности и эмпатии используются специальные игры и упражнения: «Выбери девочку», «На участке дождь», «Фантазии», «Спящая красавица» и т.д.
Раздел 2. «Школа маленького актера». Целью раздела является художественно-эстетическое развитие старших дошкольников в позиции «актер».
Темы: «Вырази свои эмоции правильно», «Что значит «интонация»?», «Мимики и пластика», «Воображение и память», «Черта характера», «Вживание в роль», «Работа над спектаклем».
Во втором разделе у дошкольников развиваются коммуникативные способности, способности к чувственному восприятию образа персонажа и его раскрытию с помощью комплекса средств невербальной, интонационной и языковой выразительности. Используются этюды на развитие памяти и воображения, изменение тембра голоса, пантомимические этюды, этюды на воспроизведение отдельных черт характера. Осуществляется драматизация сказок «У страха глаза велики», «Каша из топора».
Раздел 3. «Уроки декоратора». Цель: художественно-эстетическое развитие старших дошкольников в позиции «декоратор».
Темы: «Волшебная декорация», «Я – художник», «Наши впечатления от спектакля».
В третьем разделе развиваются художественно-изобразительные умения детей, чувство цвета, формы в передаче образа литературных героев и замысла произведения в целом. Дети совместно с педагогами готовят декорации для драматизации сказок, рисуют афиши и пригласительные билеты. Свои впечатления от просмотренных спектаклей и самостоятельных выступлений старшие дошкольники отражают в рисунках.
Программа реализуется в непосредственно образовательной деятельности, образовательной деятельности в ходе режимных моментов, а также во взаимодействии с семьями детей по реализации Программы.
Данная программа прошла апробацию в практике работы дошкольной образовательной организации. Результаты, полученные в ходе контрольного этапа эксперимента, показали значительное повышение уровня художественно-эстетического развития старших дошкольников.
Таким образом, проведенная экспериментальная работа подтвердила целесообразность разработанной программы «Театральная азбука», направленной на художественно-эстетическое развитие старших дошкольников средствами театрализованной деятельности.