Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

1 1
1 Nosov Magnitogorsk State Technical University

В приказе Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» подчеркнуто, что одним из требований к психолого-педагогическим условиям дошкольного образовательного учреждения является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Специальные психолого-педагогические и социологические исследования (А.И. Захаров, А.Н. Демидова, В.Я. Титаренко, О.Л. Зверева, Е.П. Арнаутова) показали, что семья остро нуждается в помощи специалистов на всех этапах дошкольного детства. Целью воспитания родителей является не передача им научных психолого-педагогических знаний, а формирование у них «педагогической компетенции» и «педагогической рефлексии», позволяющие понимать своего ребенка, строить правильно общение с ним и совместную деятельность. Семья является одним из основных инструментов, обеспечивающих взаимодействие личности и общества, интеграцию и определение приоритетности их интересов и потребностей. Семья – это малая социально-психологическая группа, которую можно рассматривать в качестве модели и формы жизненного тренинга личности. Важной частью социальной функции семьи, является воспитание и развитие детей, подрастающего поколения. Под этой функцией понимается с одной стороны, приобретение социального опыта через непосредственное взаимодействие ребенка с членами своей семьи, с другой стороны он накапливается за счет наблюдения со стороны ребенка за особенностями взаимоотношений остальных членов семьи. Особая роль в семейном воспитании отводится родительской позиции. Родительская позиция - это целостное образование, реальная направленность воспитательной деятельности родителей, возникающая под влиянием мотивов воспитания. А.С. Спиваковская определяет родительскую позицию как реальную направленность, в основе которой лежит сознательная или бессознательная оценка ребенка, выражающаяся в способах и формах взаимодействия с детьми. То, какая именно родительская позиция реализуется во взаимодействии с ребенком, зависит, прежде всего, от соотношения между сознаваемыми и неосознаваемыми мотивационными тенденциями [4]. По мнению Р.В.Овчаровой, родительские позиции представляют собой реальную направленность взаимодействия с ребенком, в основе которой лежит сознательная или бессознательная оценка ребенка. Родительские позиции реализуются в подвижных коммуникативных позициях, прогностической способности родителей строить взаимоотношения с ребенком. Родительская ответственность имеет дуальную природу: это ответственность перед социумом и перед безличной природой (своей совестью). Выражается в контроле своего поведения и семейной ситуации, характеризуется занимаемой ролью в семейном воспитании [2]. С точки зрения Т. В. Архиреевой, родительские позиции реализуются в поведении отца и матери в том или ином типе воспитания, то есть в тех или иных способах воздействия и характере обращения с ребенком [2]. Как совокупность установок родительские позиции существуют в трех планах: эмоциональном, когнитивном и поведенческом.

Таким образом, родительские позиции представляют собой реальную направленность взаимодействия с ребенком, в основе которой лежит сознательная и бессознательная оценка ребенка. Идеальный вариант родительской позиции, к которой должны стремиться родители - равенство позиций. Оно означает признание активной роли ребенка в процессе его воспитания.

В нашем исследовании мы поставили цель определить психолого-педагогические условия формирования позиционной направленности родителей в воспитании детей-дошкольников. В философском энциклопедическом словаре понятие «условие» понимается как то, от чего зависит нечто другое (обусловливаемое); существенный компонент комплекса объектов (вещей, их состояний, взаимодействий), из наличия, которого с необходимостью следует существование данного явления. В психологии понятие «условие», как правило, представлено в контексте психического развития и раскрывается через совокупность внутренних и внешних причин, определяющих психологическое развитие человека, ускоряющих или замедляющих его, оказывающих влияние на процесс развития, его динамику и конечные результаты [1]. Таким образом, под условием подразумевается категория, выражающая такие отношения предмета к окружающим его явлениям, без которых он не может возникнуть и существовать [3]. Педагогические условия это – совокупность мер (объективных возможностей) педагогического процесса (Н.М. Яковлева) [5]. Психолого-педагогические условия – это одна из сторон закономерности воспитательного (образовательного, учебного и т.п.) процесса.

Можно выделить следующие условия развития позиционной направленности родителей детей старшего дошкольного возраста:

Психологические условия:

– учет социальной ситуации развития ребенка в семье (состав и структура семьи), наличие стилей воспитания, позиционной направленности родителей, личностные (возрастные и индивидуальные особенности членов семьи), национальный состав семьи, отношение семьи к общественным (социальным) институтам, гражданская позиция родителей, социально-нравственной нормы семьи);

– учет психологического доверия к родителям включает в себя (открытость друг другу; неформальность общения; культура общения; гибкий режим детского сада; отказ от поучительности, критики, подозрительности, чрезмерной тревожности; корректность, деликатность педагогов и родителей; культура взаимодействий педагогов и специфики детского сада между собой);

– учет особенностей и типологии семьи в социальном партнерстве с родителями (знание основ семейного воспитания и отличие его от общественного воспитания);

– учет направлений, позиций родителей к детям (направленность воспитательной деятельности родителей, родительские установки и типы поведения);

– учет возраста детей.

Педагогические условия:

– программа по взаимодействию детского сада и семьи направленная на развитие позиционной направленности родителей детей старшего дошкольного возраста;

– создание и обогащение предметно-пространственной среды в ДОУ, направленной на развитие позиционной направленности родителей детей старшего дошкольного возраста;

– наличие технологии развития позиционной направленности родителей.

Психолого-педагогические условия определяется основным критерием – наличием содержания развития позиционной направленности родителей, и должно быть представлено в развивающей программе взаимодействия детского сада и семьи. Данная программа должна иметь цель: развитие позиционной направленности родителей детей старшего дошкольного возраста.

Задачи программы: 1) развитие всех структурных компонентов родительской компетентности и позиционной направленности; 2) оптимизация детско-родительских отношений в семье через активизацию и обогащение психолого-педагогических знаний и умений родителей; 3) осознание престижности родительства посредством групповых взаимоотношений, что способствует принятию участниками ценностей и потребностей других, облегчает процесс самоисследования.

Принципы составления программы:

Принцип партисепативности (вовлеченности родителей в образовательный процесс детского сада). 2. Принцип развивающего общения детей и родителей: предполагает учет психологических особенностей процесса общения, как основы взаимоотношения детей и родителей. 3. Принцип личностной ориентации детей и родителей в гармоничных отношениях. 4. Принцип создания единого пространства детского развития в детском саду и семье, предполагающий непрерывное сопровождение процесса гармонизации отношений детей и родителей в семье и в детском саду. 5. Принцип гуманистического содействия гармоничных отношений детей и родителей, предполагающий направленность воспитательно-развивающего взаимодействия педагогов с родителями и детьми.

Результат реализации программы: развитие позиционной направленности родителей детей старшего дошкольного возраста. Содержание программы должно реализовываться в специально созданной и обогащенной предметно-пространственной среде дошкольного учреждения и определять отбор педагогом средств, форм, методов и приемов (технологии) развития позиционной направленности родителей. К формам и методам реализации программы мы относим проведение цикла бесед для родителей, разработку сайта и содержания консультаций для родителей, папок - передвижек; семейных и групповых альбомов и др. Семинары, семинары-практикумы, тренинги для родителей активизируют родителей, позволяя им проявлять свою позиционную направленность.