Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

1 1
1

Детство – это особый период, когда ребенок взрослеет и входит в социальный мир взрослых. По мере освоения социальных, культурных, нравственных правил поведения и закономерностей общественной жизни происходит развитие его социальной компетентности – способности оценивать собственные поступки, эффективно взаимодействовать с окружающими, выходить из сложных жизненных ситуаций.

Развитие компетентности является ключевым компонентом в становлении ребенка как личности. Поэтому этот вопрос затрагивался многими учеными. Вопросы развития компетентности изложены в трудах таких известных психологов как Л.С. Выготского СЛ., СЛ. Рубинштейна, Т.И. Чирковой.

В своих трудах О.А. Сафонова дает определение понятию социальной компетентности. Она раскрывает это понятие как, «одно из ведущих линий полноценного развития» [4].

В научных работах А.Г. Гогобиридзе, Т.В. Ермоловой, Ю.А. Лебедева, Л.В. Трубайчук, P.M. Чумичевой и др. вопросы формирования социальной компетентности дошкольника разрабатываются, но недостаточно активно и полно.

В дошкольном возрасте ребенок самостоятельно и с помощью взрослых накапливает социальный опыт, который способствует раскрытию возрастного потенциала дошкольника, успешной подготовке к обучению в школе, а позднее – к взрослой жизни.

Дошкольный возраст – это период интенсивного освоения примеров взрослой жизни (норм и правил поведения, которые приняты в обществе) и формирования механизмов собственно субъектного поведения. Управление своим поведением становится предметом осознания самих детей[2]. Сейчас ребенок прежде чем сделать какой-то выбор или совершить какой-то поступок, сначала все осмысливает, осознает, потом только поступает так или иначе. Другими словами, у ребенка формируется социальный интеллект, он осознает свои поступки и начинает действовать согласно установленным нормам и правилам поведения в обществе. То есть формирование социального интеллекта ребенка неразрывно связано со становлением произвольности в управлении собственным поведением. Из этого можно сделать следующий вывод, что именно в дошкольном возрасте закладывается основа социальной компетентности ребенка, которая определяет направления развития и успешной адаптации ребенка в меняющемся обществе.

В современном обществе, в связи с экономическими и социальными изменениями, наблюдается тенденция возрастания числа детей, попадающих в социальные приюты.

В большинстве случаев, в социальный приют попадают дети из семей ведущих асоциальный образ жизни (алкоголизм, наркомания и др.) или лишившиеся родителей по различным причинам. В таких семьях воспитание ребенка стоит на последнем месте, его развитию не уделяется должное внимание. Такое отношение в итоге приводит к тому, что дети из таких семей, социально не адаптированы к жизни в обществе, у них не сформирована социальная компетентность. Попадая в социальный приют, такой ребенок тяжело входит в группу детей, он не всегда знает как себя вести и как выходить из конфликтных ситуаций. Более того, и в самом социальном приюте, ребенок оказывается изолированным. В связи с этим, важным является формирование у таких детей социальной компетентности.

Условиями успешного формирования социальной компетентности в условиях социального приюта являются общение ребенка со сверстниками и воспитателями, и игровая деятельность детей.

Ребенок приобретает социальный опыт, прежде всего в общении со сверстниками и воспитателями. Попадая в группу сверстников, ребенок учится взаимодействовать с другими, учитывать установленные нормы и правила в группе, просить о помощи и оказывать ее другим и т.д. А взрослый играет главную роль в трансляции общечеловеческих форм поведения. Таким образом, усвоение ребенком норм поведения в обществе, общечеловеческого опыта, накопленного предшествующими поколениями, происходит только в совместной деятельности и общении с другими.

Еще одним условием успешного формирования социальной компетентности у дошкольников является игровая деятельность. Стоит отметить, что игровая деятельность, как отмечает Л.С. Выготский [1], это ведущая деятельность дошкольного возраста, и развитие социальной компетентности будет более успешным, если систематически использовать игры в воспитательном процессе социального приюта. Как отмечает Т.И. Бабаева [3] «именно в игре происходит социализация ребенка, формируется умение понимать других и добиваться того, чтобы быть понятым». А совместное придумывание игр, выбор и создание воображаемой ситуации, распределение ролей – это социальная практика общения, которая необходима дошкольнику в его контактах со сверстниками и взрослыми.

Для успешного формирования социальной компетентности у детей-дошкольников, в условиях приюта применяются такие методы работы как:

– психодиагностика (полученные данные дают возможность для коррекции социального развития детей по результатам диагностики и запросам общества);

– индивидуальные занятия с детьми, направленные на развитие индивидуальности и их социализацию;

– развивающие игры (игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры);

– психологические тренинги (тренинги на развитие навыков общения, эмпатии, сопереживания, работа в группе и т.д.);

– просмотр мультфильмов;

– чтение художественных произведений, сказок (сказкотерапия);

– обыгрывание проблемных ситуаций и др.

Все эти методы будут эффективны лишь в том случае, если между воспитателем и детьми дружеские, доверительные отношения. В ходе использования следующих методов, ребенок овладевает новыми социальными знаниями и умениями; у него формируются собственные убеждения, духовные ценности и потребности, закладывается характер.

В заключении хочется сказать, что формирование социальной компетентности очень важно для дальнейшего развития дошкольника и становления его как личности. И поэтому, данная проблема требует срочного, своевременного решения. Ведь, только социально компетентный ребенок хорошо ориентируется в новой обстановке, знает, как общаться со своими сверстниками, умеет оказывать помощь и просить об этом других, знает меру своих возможностей.