Профессиональное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) – важнейшая сфера образования, позволяющая лицам с ОВЗ обрести самостоятельность и экономическую независимость, обеспечивающие возможность адаптации и интеграции их в общество.
Говоря об организации специальных образовательных условий для лиц с ОВЗ, важной является проблема психологической безопасности, поскольку она тесно связана с эмоциональным комфортом личности.
Тырсикова А.Д., основываясь на работах Регуш Л.А. и Орловой А.В., сформулировала перечень угроз нарушения психологической безопасности в образовательной среде для личности обучающегося. Данный перечень включает в себя: адаптационные трудности, несоответствие уровня требований педагогического процесса уровню его начальной подготовки, конфликтные ситуации, чрезмерный объем информации, дефицит времени и снижение уровня мотивации [7].
Выход из так называемой «зоны эмоционального комфорта» выступает в качестве причины возникновения стресса.
Характерными способами поведения человека в стрессовых ситуациях, направленных на овладение требованиями ситуации, является копинг-поведение.
В западной психологии понятие копинг-поведение используется для описания характеристик способов поведения человека в различных трудных ситуациях. Под понятием «совладающее поведение», распространенным в отечественной психологии, принято понимать целенаправленное социальное поведение, позволяющее субъекту с помощью осознанных стратегий, адекватных личностным особенностям и ситуации, справиться со стрессом или трудной жизненной ситуацией [2, с. 28]. Главная задача копинг-поведения – обеспечение и поддержание благополучия человека, его физического и психического здоровья и удовлетворенности социальными отношениями.
Поступая в высшее учебное заведение, молодой человек сталкивается с необходимостью осуществления новых видов и форм деятельности, с изменением в сфере межличностных отношений. В результате, обучение в вузе способствует не только развитию базовых профессиональных компетенций, но и формированию ключевых стратегий поведения в различных сферах: познании, социальном взаимодействии, разнообразных видах профессиональной деятельности [7].
Эти изменения мы считаем предпосылками появления у обучающихся новых форм совпадающего поведения: копинг-стратегий, использующих новые виды регуляции.
Следовательно, можно говорить о возможности формирования продуктивного копинг-поведения у лиц с ОВЗ.
Продуктивное копинг-поведение обеспечивает выработку наиболее адекватных форм поведения в условиях меняющейся микро- и макросоциальной среды, творческой переработкой ситуации, обеспечивающей наиболее оптимальное соматическое, личностное и социальное функционирование личности.
К копинг-ресурсам, помогающим справиться со стрессогенными ситуациями относятся: особенности личности, позволяющие справиться с требованиями среды и ресурсы социальной среды, которые также определяют его поведение.
Таким образом, копинг-поведение реализуется посредство применения копинг-стратегий на основе личностных и средовых копинг-ресурсов. Копинг-стратегии и копинг-ресурсы – являются результатом приобретенного опыта, что в очередной раз позволяет говорить о целенаправленном формировании продуктивного копинг-поведения [6, с. 179].
На базе ФГБОУ ВПО «Череповецкий государственный университете» нами было проведено исследование, направленное на изучение особенностей копинг-поведения лиц с ОВЗ. В нем принимало участие 35 девушек-студенток, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе (далее - СМГ) в возрасте от 18 до 20 лет. Для изучения копинг-поведения были использованы следующие методики: «Определение индивидуальных копинг-стратегий» (по Хейму Э.), «Выявление психического и физического дискомфорта» (Поникарова В.Н.). К особенностям копинг-поведения респондентов можно выделить:
1. преобладание когнитивных копинг-стратегий (51%), далее следуют эмоциональные (32%)и поведенческие (17%) копинг-стратегии;
2. продуктивные копинг-стратегии составляют 25,2% от числа выбранных вариантов ответа, относительно-продуктивные – 30,5%, непродуктивные – 44,3%;
3. наиболее популярными способами совладания являются: оптимизм (продуктивная эмоциональная копинг-стратегия) – 18%, диссимиляция (относительно продуктивная когнитивная копинг-стратегия) – 15%, смирение (непродуктивная когнитивная копинг-стратегия) – 10% [4].
На основе полученных экспериментальных данных и анализа научно-методической литературы, нами разработана программа формирования продуктивного копинг-поведения у лиц с ОВЗ.
Цель программы: повышение уровня сформированности продуктивного копинг-поведения у студентов с ОВЗ.
Задачи программы:
Формирование личностно-средовых копинг-ресурсов, обеспечивающих преодоление стресса и способствующие развитию копинг-стратегий (позитивная Я-концепция, развитое восприятие социальной поддержки, интернальный локус контроля над средой, эмпатия, аффилиация, относительно не высокая чувствительность к отвержению, наличие эффективной социальной поддержки со стороны среды и другие копинг-ресурсы).
Формирование мотивации на достижение успеха и осознанной направленности копинг-поведения на источник стресса.
Формирование готовности к активному совладанию.
Формирование сбалансированного использования соответствующих возрасту копинг-стратегий разрешения проблем и поиска социальной поддержки.
Формирование когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов копинг-поведения (копинг-ресурсов и копинг-стратегий).
Предполагаемые результаты: структура копинг-поведения лиц с ОВЗ меняется в сторону продуктивности, что обеспечивает эффективное и адаптивное функционирование личности.
Исходя из предположения Поникаровой В.Н. о том, что копинг-поведение можно охарактеризовать как систему, включающую в себя ценностно-мотивационный, аффективный, когнитивный и операциональный компоненты [5, с. 48], и поставленных задач, содержание программы состоит из нескольких блоков:
Ценностно-мотивационный блок, направленный на формирование потребности субъекта использовать копинг-поведение в системе средств разрешения проблемной ситуации, решает задачи по формированию готовности к активному совладанию и формированию мотивации на достижение успеха.
Когнитивный блок направлен на овладение общими теоретическими и прикладными педагогическими знаниями о копинг-поведении как инструменте разрешения проблемных ситуаций, решает задачи по формированию сбалансированного использования соответствующих возрасту копинг-стратегий разрешения проблем и поиска социальной поддержки.
Аффективный блок направлен на регуляцию переживаний, эмоций и чувств, связанных с разрешением проблемной ситуации. Данный блок решает задачи по формированию личностно-средовых копинг-ресурсов, обеспечивающих преодоление стресса и способствующие развитию копинг-стратегий.
Операциональный блок направлен на формирование умения использовать конкретные копинг-стратегия для разрешения проблемных ситуаций. Этот блок решает задачи по формированию когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов копинг-поведения, и задачи по формированию осознанной направленности копинг-поведения на источник стресса.
В качестве основных методов и приемов мы предполагаем использовать: деловую игру, психогимнастику, игротерапию, релаксацию, методы телесно-ориентированной психотерапии, психогимнастические этюды с элементами физической культуры), тренинг профессионального общения; выполнение двигательных заданий в малых группах, подбор материалов для создания индивидуальных стресс-портфолио, профессионально-ориентированные виды учебно-тренировочной деятельности.
Рассмотрим примерную структуру занятия. Вводная часть направлена на создание предпосылок совместной работы (установить эмоциональный контакт между участниками). Для решения поставленной задачи используются приветствия, разминки, подвижные игры (с именами), психогимнастика и рефлексия ранее проведенных занятий. Основная часть предполагает реализацию базовой смысловой нагрузки занятия; для этого применяются игровая терапия, психогимнастические этюды с элементами физической культуры, тренинг профессионального общения, методы телесно-ориентированной психотерапии, контекстное обучение и деловую игру, выполнение двигательных заданий в малых группах, подбор материалов для создания индивидуальных стресс-портфолио, профессионально-ориентированные виды учебно-тренировочной деятельности. В заключительной части предполагается рефлексия занятия, где решаются задачи по подведению итогов проведения занятия, закрепление положительных эмоций от выполнения заданий и упражнений; проведение релаксации.
По окончании программы предполагается проведение контрольных измерений уровня и степени проявления продуктивного копинг-поведения у лиц с ОВЗ.