Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

1 1
1

Мир детства в XXI веке становится отражением тех динамических преобразований, которые происходят в современном обществе. Это обстоятельство, с одной стороны, предоставляет ребенку новые возможности, а с другой, – делает его еще более уязвимым и психологически незащищенным. Поэтому требования к профессионализму педагогов, работающих в дошкольных образовательных учреждениях, возрастают. Эффективность и одновременно безопасность образовательной среды дошкольного учреждения во многом определяется личностью педагога, уровнем его психологической готовности строить компетентные, психологически целесообразные взаимоотношения с ребенком в контексте воспитательного и образовательного процесса.

Результативность дошкольной системы воспитания напрямую зависит от уровня коммуникативной компетентности воспитателя, его способности адекватно воспринимать, принимать, понимать и поддерживать ребенка, одновременно обучая его способам построения оптимального взаимодействия со сверстниками и взрослыми в различных ситуациях общения.

Коммуникативная компетентность относится к группе ключевых, т.е. имеющих особую значимость в жизни человека, поэтому ее формированию следует уделять пристальное внимание.

Коммуникативная компетентность понимается как целостная система психических и поведенческих характеристик человека, способствующих успешному общению, т.е. достигающему цели (эффективное) и эмоционально благоприятному (психологически комфортное) для участвующих сторон [2].

В контексте данной статьи представлена модель управления формированием коммуникативной компетентности педагогов дошкольного образования в аспекте преемственности в период детства. Научное обоснование и подробный анализ этого метода приводятся в трудах В.А. Штоффа, И.Б. Новика, В.А. Веникова, Б.А. Глинского и др.

В философском словаре модель определяется как «мысленно представляемая или материально реализованная система, которая отображая или воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что её изучение даёт нам новую информацию об этом объекте. В.А. Шторфф определяет модель как: «…реально существующую или мысленно представляемую систему, которая, замещая в познавательных процессах другую систему – оригинал, находится с ней в отношении сходства, благодаря чему изучение модели позволяет получить информацию об оригинале» [1].

Модель управления формированием коммуникативной компетентности педагога в аспекте преемственности разработана на основе системного, дятельностного, личностно-ориентированного, компетентностного подходов, включает следующие взаимосвязанные и взаимообусловленные компоненты: цель, принципы, условия, содержание, формы, методы, результат.

Первый блок модели - целерезультативный, определяется заказом социума на оказание педагогами ДО качественных образовательных услуг. Реализация целевого блока ориентирована на достижение главной стратегической цели, выступающей одновременно и результатом формирование профессионально компетентных педагогов.

Следующий функциональный блок модели составляют функции коммуникации, комплекс организационно-педагогических условий формирования коммуникативной компетентности, принципы формирования коммуникативной компетентности педагогов.

Основные функции коммуникации:

– коммуникативная, включающую обмен информацией;

– интерактивная, предусматривающую организацию взаимодействия;

– перцептивная, отражающую процесс восприятия и формирования образа другого человека и установления взаимодействия.

Наиболее важным для достижения цели является обеспечение следующих условий:

1. Создание коммуникативной среды в дошкольном и начальном общем образовании, обеспечивающей постоянное обогащение и расширение коммуникативных ресурсов педагогов.

2. Содействие педагогам в формировании профессионального самосознания, обусловливающего устойчивую мотивацию к установлению и поддержанию социальных контактов с любыми партнерами взаимоотношений.

3. Разработка и реализация технологий, способствующих овладению педагогами разнообразными психолого-педагогическими стилями и техниками общения.

Для успешного достижения поставленной цели необходима опора на принципы формирования коммуникативной компетентности педагогов.

1. Принцип целенаправленности, т.е. ориентация на достижение конкретной цели.

2. Принцип комплексности, т.е. обеспечение целостного, сбалансированного развития всех структурных компонентов.

3. Принцип саморефлексии, саморазвития личности педагога и индивидуальной траектории. Данный принцип определяет необходимость ориентации на индивидуальность педагога, специфичность степени сформированности профессиональной компетентности, определение индивидуальной траектории ее развития на основании осуществляемой саморефлексии.

4. Принцип сопровождения (стимулирования и освобождения) определяет стратегию и тактику в управлении процессом обучения и означает осмысление, облегчение, стимулирование, активацию обучения и профессионально-личностного развития педагога. Реализуется через взаимодействие педагогов в образовательном процессе на основе соуправления, открытости, творчества, установления контактов [3].

Содержательный блок модели представлен компонентами коммуникативной компетентности педагогов и с помощью определенных форм и методов, реализуемых в процессе специально организованной деятельности администрации, педагогов ДО, самообразования, совокупность которых создает комфортную и адекватную целям образовательную среду, содействующую формированию необходимых компетенций.

Анализ литературы позволил нам выделить компоненты коммуникативной компетентности педагогов ДО:

– когнитивный;

– ценностно-смысловой;

– личностный;

– эмоциональный;

– поведенческий [1].

Механизм осуществления преемственности, его составные части функционируют с помощью определенных форм и методов, реализуемых в процессе специально организованной деятельности администрации, педагогов ДО, учителей начальной школы по созданию условий для детей:

Формы осуществления преемственности:

– совместные педагогические советы (ДО и начальная школа);

– семинары, мастер- классы;

– круглые столы педагогов ДО и учителей начальной школы;

– психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей;

– открытые показы образовательной деятельности в ДО и открытых уроков в начальной школе;

– педагогические и психологические наблюдения.

Подведём итог. Разработанная нами модель включает 3 блока: целерезультативный, функциональный и содержательный, которые необходимы для эффективного формирования коммуникативной компетентности педагогов в аспекте преемственности в период детства. Модель формирования коммуникативной компетентности может быть рекомендована для непрерывного и самообразования образования педагогов ДО и НОО.