В положении о Службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации выделены следующие цели и задачи психологической службы
Целями службы являются:
– содействие администрации и педагогическим коллективам образовательных учреждений всех типов в создании социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности обучающихся, воспитанников и обеспечивающей психологические условия для охраны здоровья и развития личности обучающихся, воспитанников, их родителей (законных представителей), педагогических работников и других участников образовательного процесса;
– содействие в приобретении обучающимися, воспитанниками образовательных учреждений психологических знаний, умений и навыков, необходимых для получения профессии, развития карьеры, достижения успеха в жизни;
– оказание помощи обучающимся, воспитанникам образовательных учреждений в определении своих возможностей исходя из способностей, склонностей, интересов, состояния здоровья;
– содействие педагогическим работникам, родителям (законным представителям) в воспитании обучающихся, воспитанников, а также формировании у них принципов взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности.
Задачи службы:
– психологический анализ социальной ситуации развития в образовательных учреждениях, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения;
– содействие личностному и интеллектуальному развитию обучающихся, воспитанников на каждом возрастном этапе развития личности;
– формирование у обучающихся, воспитанников способности к самоопределению и саморазвитию;
– содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата в образовательных учреждениях;
– психологическое обеспечение образовательных программ с целью адаптации их содержания и способов освоения интеллектуальным и личностным возможностям и особенностям обучающихся, воспитанников;
– профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье, а также развитие обучающихся, воспитанников;
– участие в комплексной психолого-педагогической экспертизе профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений, образовательных программ и проектов, учебно-методических пособий, проводимой по инициативе органов управления образованием или отдельных образовательных учреждений;
– участие совместно с органами управления образованием и педагогическими коллективами образовательных учреждений в подготовке и создании психолого-педагогических условий преемственности в процессе непрерывного образования;
– содействие распространению и внедрению в практику образовательных учреждений достижений в области отечественной и зарубежной психологии;
– соединение в обеспечении деятельности педагогических работников образовательных учреждений научно-методическими материалами и разработками в области психологии.
А.А. Майер утверждает, что в условиях дошкольного учреждения сопровождение – это создание пространства становления ребенка в целях оптимизации развития во взаимодействии с окружающим миром.
По нашему мнению организация психологического сопровождения в дошкольном учреждении может осуществляться в виде психологического мониторинга. Для нашего исследования важно определение Никорчук Н. В.: «Психологический мониторинг - это комплексная технология, объединяющая диагностику, консультацию, коррекцию в единую эффективную систему психологических средств, реализуемых в определенной последовательности, наполняемых строго отобранным содержанием и позволяющих гибко и действенно осуществлять психологическое сопровождение образовательного процесса, достигать желаемую цель».
Рассмотрим каждое направление психологического мониторинга:
1. Психологическая диагностика
Цель: получение информации об уровне психического развития детей, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательно-образовательного процесса.
Подготовка к диагностике предполагает: наличие раздаточного материала; подготовку помещения; ограничения в продолжительности диагностической работы (10-20 мин); подготовку бланков результатов.
Интерпретация результатов:
– индивидуальная обработка тестов и результатов;
– вывод о групповом развитии, средний показатель;
– словесная обработка полученных результатов.
Психодиагностическая работа осуществляется поэтапно:
Первый этап. Изучение запроса и уточнение психологической проблемы.
Второй этап. Выбор методов психологического обследования.
Третий этап. Проведение психологического обследования.
Четвертый этап. Анализ полученных результатов.
Пятый этап. Разработка рекомендаций для педагогов и родителей. Планирование необходимой коррекционной или развивающей работы.
2. Психологическая профилактика в дошкольном учреждении.
Психологическая профилактика - деятельность по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии детей и созданию психологических условий, максимально благоприятных для этого развития
Цель: предотвращение возможных проблем в развитии и взаимодействии участников воспитательно-образовательного процесса.
Задачи профилактической работы:
– соблюдение в дошкольном учреждении психологических условий, необходимых для полноценного психологического и личностного развития на каждом возрастном этапе;
– своевременное выявление детей с определёнными сложностями, отклонениями в развитии, поведении, общении;
– предупреждение возможных отклонений в связи с переходом с одной возрастной ступени на другую.
Средства профилактики: игра, психогимнастика (мимика, жесты, пантомимика), памятка для родителей, рекомендация для педагога.
Правила профилактической работы:
– доброжелательность (терпение к ребёнку);
– личный пример взрослого в различных проблемных ситуациях;
– достаточное внимание чрезмерно активным легковозбудимым детям;
– последовательная тренировка у детей способности к самоконтролю.
3. Коррекционно-развивающая работа в дошкольном учреждении.
Коррекция – исправление или ослабление, каких либо недостатков психического или физического развития человека средствами психолого-педагогического воздействия и лечебными мероприятиями.
Психологическая коррекция – направленное психологическое воздействие на определенные психологические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования индивида.
Виды коррекции:
– симптоматическая коррекция - кратковременное воздействие с целью снятия симптомов в отклонении развития;
– каузальная, направленная на источники и причины отклонений (длительный характер).
Цель: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка; изменение результатов развития, привидение в норму; развитие и совершенствование показателей психического и личностного развития.
Коррекционная работа в дошкольном учреждении проводится с детьми, воспитателями, родителями по направлениям: детско-родительские отношения; взаимодействие педагога с детьми; взаимодействие в педагогическом коллективе. Методы коррекционно-развивающей работы (см. таблицу).
Методы психотерапии (средства и способы, направленные на исправление недостатков, изменение личностных особенностей человека, характеристик его общения):
– метод конкретных ситуаций;
– мозговой штурм;
– формирующие методы (эксперимент, психологические игры);
– метод игровой работы, в котором моделируются какие-либо ситуации;
– групповая дискуссия;
– тренинги (форма групповой работы, направленные на развитии общения, саморегуляции, профессиональных умений), (тренинг личностного роста);
– групповая психотерапия, использующая закономерности межличностных изменений в группе:- группа встреч;
– групповая арт-терапия;
– телесно-ориентированная терапия;
– детская психотерапия (игровая терапия, сказка-терапия);
– метод субъективной психотерапии (внушение);
– форма-гипноз, самовнушение.
Методы коррекционно-развивающей работы
Метод |
Назначение |
Виды/техники |
арт-терапия |
Положительный эффект в эмоциональном и личностном развитии человека. |
Техники: рисования, лепка, коллаж. |
песочная терапия |
Современный метод исследования внутреннего мира ребенка с помощью множества миниатюрных фигурок и подноса с песком. |
Юнгианская песочная терапия-поднос с песком и миниатюрными предметами. |
сказка-терапия |
Метод использования сказочной формы для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания и совершенствования взаимодействия с окружающим миром и людьми. |
Техники: роспись, резьба, плетение, народная игрушка. |
библио-терапия |
Использование специально подобранного для чтения материала, как терапевтического средства с целью решения личных проблем при помощи направленного чтения. |
Виды: библио-терапия чтением, интерактивная библио-терапия - обсуждение прочитанного. |
музыка-терапия |
Музыкальный массаж-метод тренировки подвижности нервных процессов, основанный на последовательном восприятии контрастных музыкальных произведений. Контролируемое использование музыки в коррекции и стабилизации психологического и физического здоровья детей |
Виды: -пассивная(восприятие музыки); -активная(музыкальная деятельность, связанная с опорно-двигательными реакциями человека на музыку); |
Психогимнастика |
Курс специальных занятий направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как ее познавательной, так и эмоционально-личностной сферы) [М. Чистякова]. Научить ребенка справляться с жизненными трудностями. Научить осознавать связь между мыслями, чувствами и поведением. |
Каждое занятие включает ритмику, пантомимику, коллективные игры и танцы. |
4. Психологическое консультирование.
Психологическое просвещение в условиях детского учреждения носит профилактический и образовательный характер. В первом случае речь идет о предупреждении отклонений в развитии и поведении детей посредством информирования родителей и воспитателей.
Психологическое консультирование в условиях детского дошкольного учреждения обозначается как система коммуникативного взаимодействия психолога с лицами, нуждающимися в психологической помощи рекомендательного характера.
Цель: оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальной программы воспитания и развития.
Обязательно:
– консультирование по вопросам, связанным с оптимизацией воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении и семье в интересах ребенка.
5. Психологическое просвещение и обучение.
Психологическое просвещение - знакомство воспитателей и родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка, популяризация и разъяснение результатов психологических исследований, формирование потребности в психологических знаниях и желание использовать их в работе с ребенком или в интересах развития собственной личности.
Цель: создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, администрации дошкольном учреждении и родителей, а именно:
– актуализация и систематизация имеющихся знаний;
– повышение уровня психологических знаний;
– включение имеющихся знаний в структуру деятельности.
Задачи:
– знакомить педагогов и родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного развития дошкольников;
– формировать у взрослых потребность в психологических знаниях, желание использовать их в целях психологического развития детей или в интересах развития собственной личности нужно:
– повысить психологическую культуру педагогов и родителей;
– формировать потребность и желание сотрудничать с психологом;
– обеспечить информацию по психологическим проблемам.
Формы работы: лекции, беседы, семинары, выступления на родительских собраниях, выпуск психологических газет, размещение информации в родительских уголках.
Обязательно:
– проведение систематизированного психологического просвещения педагогов;
– проведение систематизированного психологического просвещения родителей в форме родительских собраний, круглых столов и пр. с обязательным учетом в тематике возраста детей и актуальности рассматриваемых тем для родителей.