Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно, творчески, то есть владеть универсальными учебными действиями. Ребенок с рождения является первооткрывателем, исследователем мира, который его окружает. Ученые доказали, что исследование является одним из ведущих видов деятельности ребенка-дошкольника. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворять присущую ему любознательность, почувствовать себя первооткрывателем. При этом педагог в данной ситуации выступает равноправным партнером, это позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность.
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования» содержание образовательной области «Познавательное развитие» предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира [5].
Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новую информацию традиционно рассматриваются в педагогике как важнейшие черты детского поведения. Следовательно, исследовательская, поисковая деятельность – естественное состояние ребенка. Именно она порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка разворачивалось как процесс саморазвития.
Исследовательское поведение – один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире, а исследовательское обучение строится на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего.
Главная цель исследовательского обучения – формирование способностей самостоятельно и творчески осваивать (и перестраивать) новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.
Такие ученые, как: Н.А. Короткова, Н.Н. Поддьяков, А.Н. Леонтьев, Л.М. Кларина много внимания уделили вопросу развития познавательно-исследовательской деятельности детей. Н.Н. Поддьяков в своих работах исследовательское поведение дошкольников рассматривает как универсальную характеристику человеческой деятельности, пронизывающую все другие виды деятельности.
Становление познавательно-исследовательской деятельности в значительной мере зависит от условий жизни ребенка. Чем полнее и разнообразнее предоставляемый ему материал для исследовательской деятельности, тем более вероятным будет своевременное прохождение этапов развития восприятия, мышления, речи. Наличие соответствующего материала позволит не только поддержать изначально присущую ребенку познавательную направленность, любознательность, не дать ей «заглохнуть», но и развить его познавательные интересы.
Основное содержание исследований (по И.Л. Паршуковой), проводимых детьми старшего дошкольного возраста, предполагает формирование у них, следующих представлений:
– о материалах (ткань, бумага, стекло, фарфор, пластик, металл, керамика, поролон);
– о природных явлениях (явления погоды, круговорот воды в природе, движение солнца, снегопад; о времени (сутки, день, ночь, месяц, сезон, год) и пр.;
– об агрегатных состояниях воды (вода - основа жизни; как образуются град, снег, лед, иней, туман, роса, радуга; рассматривание снежинок в лупу; круговорот воды в природе и пр.);
– о мире растений (особенности поверхности овощей и фруктов, их форма, цвет, вкус, запах; рассматривание и сравнение веток растений - цвет, форма, расположение почек; сравнивание цветов и других растений);
– о предметном мире (родовые и видовые признаки - транспорт грузовой, пассажирский, морской, железнодорожный и пр.);
– о геометрических эталонах (овал, ромб, трапеция, призма, конус, шар) [3, с.58].
Н.А. Короткова предлагает знакомить старших дошкольников с темами, связанными с неживой, живой природой и частично рукотворным миром, с элементарными географическими представлениями (о сторонах света, океанах и континентах, их обитателях и др.) и темами, связанными с историческим временем (прошлое, настоящее, будущее) [1, с.56].
Для того чтобы ребенок стал «субъектом собственной жизни в мире», следует целенаправленно приобщать его к средствам взаимодействия с миром.
Детское экспериментирование является необходимым условием творческого становления личности в целом. При этом в структуре личности ведущую роль играет активно-наступательная позиция дошкольника – позиция маленького исследователя-экспериментатора. В процессе экспериментирования ребенок получает часто совершенно неожиданную информацию, которая ведет к существенной перестройке и изменению направленности его деятельности. В этом проявляется гибкость детского экспериментирования – способность перестраивать свою деятельность в зависимости от полученных результатов.
Суть детского экспериментирования заключается в том, что оно не задано взрослым ребенку изначально в виде той или иной схемы, а строится по мере получения все новых сведений об объекте. Показателем уровня развития детского экспериментирования являются: манипулирование или поисковые действия, преднамеренность или случайность получения нового «образа», интеллектуальная активность детей: поиск разных способов получения одного и того же «образа» для придания ему выразительности [1].
Детское экспериментирование – вид поисковой деятельности дошкольников, направленный на выявление скрытых связей и зависимостей, существующих между объектами, предметами, явлениями социальной действительности. Таким образом, деятельность опытов и экспериментирования дает ребенку дошкольного возраста возможность самостоятельного нахождения решения, подтверждения или опровержения собственных представлений, управление теми или иными явлениями и предметами. При этом ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.
В своей работе «Знак и символ в обучении» Н.Г. Салмина отводит знаково-символическим средствам ориентировочную роль, заключающуюся в структурировании реальности, обнаружении связей между явлениями. Существенным отличием схематизации от других видов знаково-символической деятельности является то, что дети работают с реальностью, а не на модели (как в моделировании). Для анализа реальности они используют схемы.
Таким образом, объектами исследовательского поведения ребенка являются все предметы окружающей действительности, которые он может познавать, оперируя различными средствами. По мнению разных ученых средствами познания дошкольников могут являться модели, схемы, картинки, чертежи, карты, планы и пр.
Н.А. Короткова предлагает стимулировать познавательную деятельность ребенка с помощью культурно-смысловых контекстов, служащих своеобразными посредниками между «педагогическими интересами» и интересами детей [1].
Такими культурно-смысловыми контекстами могут выступать, условно говоря, «типы исследования», доступные и интересные дошкольникам, позволяющим им занять поисково-исследовательскую позицию:
– опыты (экспериментирование) с предметами и их свойствами;
– коллекционирование (классификационная работа);
– путешествие по карте;
– путешествие «по реке времени».
Первые два типа исследования присутствуют в свободной самостоятельной деятельности старшего дошкольника. «Исследования-путешествия» инициируются педагогом, но органично принимаются ребенком, поскольку условный, воображаемый план роднит их с сюжетной игрой. Педагогу необходимо развивать у дошкольников способность изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон, учить концентрировать свои мыслительные возможности в образе слов на одном предмете, помещая его в разные ситуации и создавая, таким образом, самые неожиданные системы ассоциативных связей с другими предметами. Ребенок, таким образом, учится открывать в обыденном событии новые, неожиданные возможности.
Таким образом, в процесс познавательно-исследовательской деятельности в группах старшего дошкольного возраста можно ввести любое содержание, входящее в курс ознакомления дошкольников с окружающим миром (практически все образовательные программы в этом отношении сходны).