Современная дошкольная образовательная организация в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом представляет собой профессионально организованное взаимодействие всех участников образовательного процесса, способствующее гармоничному развитию детей дошкольного возраста.
Согласно нормативным документам в отечественной системе образования задача обучения грамоте традиционно возлагалась на начальную школу. Это положение сохраняется и в ФГОС ДО, в котором перед дошкольным образованием ставится задача «формирования звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте»[4].
Современная ситуация развития ребенка характеризуется достаточно ранним и интенсивным погружением ребенка в информационную среду, в связи с чем обучение грамоте, чтению в дошкольном возрасте многие педагоги и родители рассматривают как залог будущего успешного обучения ребенка в школе.
Образовательная ситуация характеризуется достаточной теоретической разработанностью проблемы обучения грамоте дошкольников, наличием вариативных традиционных и нетрадиционных технологий обучения грамоте, большой заинтересованностью родителей в обучении детей грамоте на этапе дошкольного детства, востребованностью различных форм обучения грамоте в детском саду (кружки, дополнительные образовательные услуги).
Во многом успешность решения задачи речевого развития детей, в том числе к обучению грамоте определяется профессиональной педагогов. Как считает К.Ю. Белая, качество деятельности ДОО зависит от качества работы педагогов, от созданных руководителем условий для творческого поиска новых форм и методов работы с детьми, от объективной оценки результатов деятельности педагогов [3].
Профессиональная компетентность рассматривается в литературе как уровень сформированности знаний, умений, способностей, личности специалиста, необходимых для эффективного выполнения им конкретной деятельности.
Как известно, компетенция – круг вопросов, проблем и задач, в решении которых тот или иной специалист является сведущим лицом, то есть обладает соответствующими познаниями и личным опытом. Компетенция выражается в готовности субъекта эффективно организовывать внутренние и внешние ресурсы для решения определенного круга проблем.
Непрерывное профессиональное развитие педагогов является необходимым и обеспечивается системой методической работы дошкольной организации. Как ресурс развития образования методическая работа привлекает внимание многих исследователей и методистов. В литературе обсуждаются вопросы организации и функционирования методической работы, пути решения образовательных задач (Л.В. Поздняк, К.Ю. Белая и др.) контроль за повышением качества ее исполнения (К.Ю. Белая, Н.О.А. Скоролупова).
Таким образом, одним из путей повышения профессиональной компетентности педагогов в области обучения грамоте дошкольников наряду с обучением на курсах и самообразованием может являться методическая работа в ДОУ. Методическая работа в дошкольном учреждении является важным звеном в целостной общегосударственной системе повышения квалификации педагогических кадров [2, с. 22].
С целью выявления уровня профессиональной готовности педагогов к решению задачи обучения грамоте дошкольников было проведено анкетирование педагогов на базе МДОУ «Д/с № 1 о.в .» г. Магнитогорска. Анализ ответов показал, что все педагоги считают необходимым обучать детей грамоте в дошкольном возрасте. Большинство опрошенных педагогов остро нуждаются в информации о современных методиках обучения грамоте дошкольников, так же не имеют практической подготовленности к решению данной задачи.
Одним из путей совершенствования работы по обучению грамоте дошкольников является повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах обучения грамоте в системе методической работы в детском саду. Опыт показывает, что важно создавать такие условия для повышения профессионального мастерства, чтобы у педагогов была заинтересованность в повышении профессионального уровня.
Целью методической работы в дошкольной организации в области обучения грамоте является создание оптимальных условий становления профессиональной компетентности педагога.
Функционирование методической системы решает следующие задачи:
– непрерывное повышение профессионального уровня компетентности педагогов в области обучения грамоте;
– совершенствование процесса повышения профессионального мастерства педагога на основе современных технологий;
– осуществление анализа состояния профессиональной компетентности воспитателей;
– анализ продуктивной результативности методического процесса.
Существуют различные формы организации методической работы: фронтальные, групповые, индивидуальные (тренинги, практикумы, круглые столы, консультации, наставничество, семинары, педагогические и методические ринги, фестиваль методических идей, деловые игры, конференции, самообразование, творческие группы и т. д.).
С целью оптимизации методической работы было разработано перспективное планирование повышения профессионального уровня педагогов в области обучения грамоте с оптимально подобранным соотношением разнообразных форм теоретической и практической деятельности педагогов, позволяющих максимально продуктивно реализовать поставленные задачи по проблеме обучения грамоте детей дошкольного возраста.
Педагогический совет является одной из форм методической работы, где решаются вопросы осведомленности педагогов в области обучения грамоте, самосовершенствования и повышения профессионального мастерства. В рамках педагогического совета рассматриваются как теоретические, так и практические вопросы, где педагоги представляют теоретические сообщения, выступления по обмену опытом.
Обратить внимание на важные аспекты в обучении грамоте дошкольников позволяют консультации. Предварительная подготовка к консультации включает анализ литературы, отражающей современные подходы в обучении грамоте детей дошкольного возраста. В ДОУ проводятся консультации, освещающие теоретические и прикладные аспекты проблемы, например, «Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста», «Фонематическое восприятие – как основа звукового анализа при подготовке детей к обучению грамоте», «Организация речевого центра». Проведение методического часа помогает уточнить знания педагогов по конкретной теме, расширить кругозор, решение проблем в области обучения грамоте.
На смену традиционным формам методической работы приходят новые, направленные не только на изложение готовых знаний и на их воспроизведение, а на самостоятельное овладение педагогами знаниями в процессе деятельности.
Эффективной формой повышения профессионального уровня педагогов является методический фестиваль, в рамках которого организуется методическая выставка, на которой могут быть представлены методические разработки (сценарии, конспекты) и авторские дидактические пособия по обучению грамоте дошкольников (демонстрационный и раздаточный материал, рабочие тетради и др. ). Организация фестиваля дает возможность показать не только конечные результаты педагогической деятельности, но и живой процесс исканий, преодолений трудностей в решении проблем обучения грамоте.
Росту педагогического мастерства в области обучения грамоте способствует организация «Школы молодого воспитателя», рамках которой педагоги знакомятся с передовым опытом, разрабатывают конспекты занятий, осуществляют анализ своей деятельности. На занятиях «Школы молодого воспитателя» помимо вопросов развития речи дошкольников рассматриваются и вопросы культуры речи педагога, проводятся речевые практикумы.
Деятельность творческой группы способствует совершенствованию профессионального мастерства педагогов, росту их творческого потенциала, повышению качества образовательного процесса. Коллективом творческой группы разрабатываются дидактические пособия, картотеки речевых игр, памятки, рекомендации, система взаимодействия педагогов, детей и их родителей по обучению грамоте.
Таким образом, организация методической работы по повышению педагогической компетентности является обязательным условием повышения уровня квалификации педагогов в области обучения грамоте дошкольников. Отметим, что работа с педагогами по повышению профессиональной компетентности по вопросам обучения грамоте детей позволяет полностью обеспечить целостность воспитательно-образовательного процесса и гарантирует разностороннее, полноценное развитие ребенка, формируя у него универсальные способности, соответствующего возрастным возможностям и требованиям современного общества, обеспечивая тем самым равный старт развития для всех детей.