Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

1 1
1 Nosov Magnitogorsk State Technical University

В современных условиях профессиональная квалификация работников любой сферы жизнедеятельности становится одной из главных характеристик рабочей силы. Существенное изменение приоритетов в области обучения и воспитания детей привело к повышению требований к уровню профессионализма сотрудников дошкольных организаций. Стало очевидным, что существует проблема повышения профессионализма кадров на рабочих местах. Данные тенденции характерны и для дошкольных образовательных организаций (ДОО). В этой связи выдвигается вопрос о том, каким образом компенсировать недостатки традиционной работы или же вообще заменить ее в части решения задачи непрерывного профессионального развития сотрудников ДОО. На наш взгляд, это представляется возможным, если реализовать в практике непрерывного профессионального развития сотрудников ДОО положения и принципы самообучающейся организации. Идея самообучающейся организации является относительно новым направлением в образовании. К тому же формирование самообучающейся организации является требованием времени, так как в ее рамках возможно значительное повышение эффективности работы организации, улучшение качества услуг.

Понятие самообучающейся организации, выступающее концептуальным отражением развития инновационных процессов, получило развитие с 60-х годов XX века и предполагает организацию работы компании так, чтобы была достигнута основная цель деятельности – получение наибольшей эффективности при максимальном удовлетворении персонала.

Коллектив авторов (Н.А. Кипень, В.П. Дудяшова, А.В. Денисова) в своей монографии проанализировали подходы зарубежных ученых к функционированию, формированию и развитию самообучающейся организации. Представителями научной среды предложены разные определения самообучающейся организации. Так, Д. Гарвин считает, что самообучающаяся организация – это организация, которая поддерживает создание новых и трансформацию старых знаний и изменяет свое поведение с появлением новых знаний [2]. В свою очередь Р. Росс, Б. Смит, C. Робертс и А. Клейнер подошли к развитию в организации как к экспериментированию и трансформации этого эксперимента в приемлемые знания для всей организации в целом в соответствии с ее стратегическими целями. Они предполагают, что в самообучающейся организации должен быть реализован креативный подход к развитию, свободное выражение своих идей, быстрое внедрение инноваций, повышение профессионализма сотрудников [2]. Интересным представляется определение Р. Караша, в соответствии с которым самообучающаяся организация – это организация, в которой сотрудники на всех уровнях индивидуально и коллективно постоянно повышают свою способность быть результативными. С его точки зрения, самообучающаяся организация развивается и поощряет развитие своих сотрудников. Она способствует распространению информации среди персонала, создавая более квалифицированную рабочую силу [2]. Это, в свою очередь, способствует гибкости организации, где люди адаптируются и применяют новые идеи и изменения в среде общего видения.

По мнению П. Сенге, самообучающуюся организацию следует рассматривать как место, где сотрудники постоянно расширяют свой потенциал в процессе достижения результатов, где быстро внедряется новое мышление, и люди постоянно обучаются тому, как необходимо далее развиваться [3]. Важным моментом является то, что новые знания тут же должны начать работать на повышение эффективности организации. В соответствии с данными принципами можно сделать вывод, что самообучение – это не статическое состояние, которого организация рано или поздно достигнет, а процесс постоянного самосовершенствования и развития, состоящий из определенных этапов.

По мнению П. Сенге, самообучающаяся организация способна стать «живой» организацией. В этом случае ее сотрудники испытывают потребность отслеживать собственные «точки торможения, ошибок, регресии» [3].

Отечественные ученые начали заниматься изучением проблем самообучающихся организаций сравнительно недавно. Их исследования посвящены: особенностям формирования обучающейся организации в российских условиях (С.Р. Семушкина; вопросам применения теории самообучающейся организации в современной России (Е.А. Гулянская; сравнению «американской» и «европейской» концепции самообучающейся организации (Э.М. Коротков); выявлению сущности и принципов самообучающейся организации (Б.З. Мильнер); разработке модели обучающейся организации и экспресс-диагностике способности организации к обучению (А.В. Павлуцкий и О.Е. Алехина).

Анализ показывает, что ключевой особенностью самообучающейся организации является обучение своими силами (вместе с тем допускается привлечение специалистов со стороны или использование возможностей учреждений дополнительного профессионального образования для подготовки будущих наставников – тьюторов), непрерывность обучения и обучение на основе реальной информации.

Самообучающаяся организация не характеризуется какой-то особой организационной структурой, соответственно, мы можем говорить о том, что признаки самообучающейся организации мы можем перенести и в дошкольную образовательную организацию. Однако, если учреждение хочет стать указанной организацией, то в ней должны произойти серьезные изменения, с одной стороны в управлении и развитии персоналом и, с другой стороны, в подходах к адаптации и управлению изменениями.

В дошкольных образовательных организациях существует явная потребность в необходимости создания самообучающейся организации. Это связано, прежде всего, с желанием руководителей дошкольных организаций повысить эффективность работы, улучшить качество, оптимизировать систему работы кадров и т.д. Также, на наш взгляд, необходимость создания самообучающейся организации связана во многом с быстрыми изменениями во внешней среде, которые вынуждают руководство дошкольных образовательных организаций сконцентрировать свои усилия не только на организационных вопросах, но и на потребностях сотрудников, пожеланиях родителей.

Целью самообучающейся организации является постоянное приращение знаний, востребованных практикой. В дошкольных образовательных организациях такая востребованность, безусловно, существует. В основе любой идеи самообучающейся организации – создание возможностей для непрерывного обучения, совершенствования для всех и каждого, командные методы работы, способность к самообновлению, движению, развитию. Приоритетная позиция самообучающихся организаций – способность обучаться, получать практические, а не абстрактные знания, умения, навыки, при этом процесс обучения должен быть интегрированным в контекст повседневной работы.

В широком смысле слова для того, чтобы организация стала называться самообучающейся необходимо осознанное участие всех сотрудников в ее деятельности и тесное сотрудничество друг с другом, открытость в передаче информации, демократизм, наличие обратной связи с руководством. Развитие сотрудников должно стать неотъемлемой частью функционирования дошкольной образовательной организации. Система мотивации должна быть сформирована таким образом, чтобы поощрять креативность, инициативность, желание сотрудников развиваться, поддерживать ценностные установки организации. Организационная структура строится с условием возможности быстрой реструктуризации. Руководство дошкольной организации должно быть готово к изменениям и собственному развитию. Таким образом, все сказанное позволяет сделать вывод о том, что в практике детских садов возможно использовать потенциал самой организации для развития профессиональной компетентности педагогов.

Кроме того, в настоящее время самообучающаяся организация имеет значительные преимущества в практике применения в условиях ДОО. Учитывая ее существенный педагогический потенциал, можно говорить о реальных перспективах ее широкого использования в деятельности дошкольных образовательных организаций. В обобщенном плане детский сад как самообучающаяся организация – это общеобразовательная организация, в которой персонал осознанно обучается, изучает и совершенствует сам процесс внутриорганизационного обучения. Центр тяжести в повышении квалификации педагогов в аспекте развития их профессиональной компетентности должен быть смещен в общеобразовательную организацию. Целью самообучающейся организации является постоянное приращение знаний, востребованных практикой. Самообучающаяся организация способна не только внедрять готовые инновации, но и создавать собственные. Решающую роль в выборе форм, методов и средств обучения воспитателей эффективным способам педагогической деятельности должны играть сами педагоги. При этом предпочтение в выборе форм обучения отдается групповым (командным), что позволяет педагогам обмениваться знаниями и умениями в группе и приходить к таким решениям, которые могут быть абсолютно недоступны для каждого из них в отдельности. Большое внимание следует уделять обобщению, теоретическому осмыслению и распространению эффективного опыта педагогической деятельности «успешных педагогов».

Все сказанное явно указывает на то, что использование основных положений самообучающейся организации обеспечивает возможность создания в ДОО проблемного профессионального пространства, что, как следствие, будет способствовать развитию профессиональной компетентности педагогов. Кроме того, идея детского сада как самообучающейся организации является ярким примером, подтверждающим современный принцип – образование через всю жизнь.