В связи с введением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) становится актуальным рассмотрение вопроса об интеграции как основополагающем принципе организации современного дошкольного образования. Однако, по мнению многих учёных и практиков, интеграция вызывает сложность при внедрении в практику ДОО в силу слабой теоретической и методической подготовленности педагогов по данной проблеме. Для её решения должен быть реализован целый комплекс условий и обеспечено управленческое сопровождение образовательного процесса ДОО.
Первым условием выступает необходимость формирования профессиональной компетентности педагогов, без наличия которой не возможна реализация интегрированной модели образовательного процесса. Рассмотрим формирование профессиональной компетентности через повышение квалификации педагогов ДОО. Под повышением квалификации педагогических работников понимается целенаправленное непрерывное совершенствование их профессиональных компетенций и педагогического мастерства. Работа по повышению квалификации при формировании профессиональной компетентности педагогических кадров ДОО в реализации образовательного процесса на основе интегративного подхода включает в себя анализ современных педагогических технологий и практическое освоение новой системы планирования деятельности на интегративных принципах [5]. Кроме того, нужны такие формы обучения педагогов ДОО, с помощью которых можно не только объяснить принципы проектирования работы с детьми, но и практически их освоить сначала на учебных упражнениях, а затем и в процессе разработки содержания обучения по отдельным познавательным темам. Это могут быть такие мероприятия как: круглый стол, просмотр видеозаписей занятий с детьми, проведённые коллегами из других детских садов, анкетирование педагогов, тренинги, ролевые игры, разработка своего варианта планирования образовательной деятельности с детьми и его реализация на практике.
Вторым условием является организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в соответствии с принципом интеграции. Под развивающей предметно-пространственной средой (далее РППС) понимается пространство, границы которого можно определить как предметами материального мира, так и детскими фантазиями, представлениями, выяснить которые возможно в ходе общения с ребенком. В ФГОС ДО прописаны требования к развивающей предметно-пространственной среде: организация развивающей среды в ДОО строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
Акцент на РППС сделан неслучайно, именно она является интегратором, системообразующим фактором организации различных видов деятельности детей дошкольного возраста. Организация РППС в соответствии с принципом интеграции требует от ребенка более сложных действий. Он учится извлекать информацию, связанную не только с функциональным назначением предмета, но и с его включенностью в сферу социальных и личностных отношений, устанавливать взаимоотношения по поводу деятельности с конкретными материалами и предметами: умение их распределить, поделиться, осуществить замещение и пр.
Непременными условиями построения развивающей среды в раннем и дошкольном возрасте являются: реализация идей развивающего обучения; опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между педагогом и ребенком; интегративный характер педагогических требований к построению развивающей среды: комфортность и безопасность обстановки; обеспечение богатства сенсорных впечатлений; соответствие развивающей среды ФГОС ДО; учет всех направлений развития ребенка; обеспечение самостоятельной индивидуальной деятельности; обеспечение возможности для исследования и научения, поисковой деятельности и экспериментирования; создание условий для изменения дизайна окружающей среды.
В последнее время используется принцип интеграции образовательных областей с помощью РППС групп и детского сада в целом.
Реализация образовательного процесса на основе интегративного подхода предполагает особое планирование, которое само носит интегративный характер, поскольку базируется на едином смысловом контексте. Третьим условием является планирование образовательного процесса ДОО на основе интегративного подхода.
Основой образовательного процесса является планирование. Планирование — это научно обоснованная организация образовательного процесса ДОО, которая придает ему содержательность, определенность, управляемость [4]. Основными принципами планирования образовательного процесса на основе интегративного подхода являются: принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников группы и комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса.
Н.Е. Васюкова отмечает, что модель планирования образовательного процесса на основе интегративного подхода отличается общими целевыми установками освоения окружающего мира во всех его проявлениях, в полноте и целостности. Она позволяет гибко и вариативно менять последовательность используемых форм организации образовательного процесса в соответствии с инициативами детей, их настроением, яркими событиями в окружающем мире, предусматривает подбор таких форм деятельности, которые оптимальным образом соответствуют задачам развития и важному содержанию деятельности. Основной целью интегративного планирования содержания образовательного процесса является приобщение ребенка к активному освоению окружающего мира в разных его проявлениях, что обеспечивает формирование первых представлений о целостности окружающего мира, а также развитие у детей общих способностей к познанию, творчеству [1].
Овладение педагогами механизмом интегративного планирования повышает их профессиональную компетентность, способствует развитию умения выстраивать стратегию и тактику своей работы в контексте образовательного процесса на основе рефлексирования собственной деятельности, оценки ее результатов с точки зрения общего развития ребенка. Такое планирование становится инструментом воспитателя в его профессиональном взаимодействии с коллегами и способствует выработке единого взгляда на специфику развития ребенка-дошкольника, прежде всего, с позиции обеспечения его полноты и целостности.