Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

Gryaznova E.S. 1 1
1

«В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя».

К.Д. Ушинский

В настоящее время система дошкольного образования переживает этап реформирования. Дошкольное образование стало самостоятельным уровнем общего образования в соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. [1]. Это свидетельствует, с одной стороны, о повышении статуса дошкольного образования и признании самоценности периода дошкольного детства, с другой – о предъявлении принципиально новых, специфичных требований, регламентированных Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) (Приказ Министерства образования и науки РФ №1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования» от 17.10.2013 г.) [2].

В связи с этим в центре внимания оказывается педагог, непосредственно реализующий в практике положения, предлагаемые ФГОС ДО. Возникает вопрос: может ли педагог оставаться прежним при столь существенных изменениях в системе дошкольного образования? Какой квалификацией и какими компетенциями должен обладать педагог для наиболее эффективного решения задач образования детей дошкольного возраста?

Обусловленный необходимостью единого подхода к определению профессиональных компетенций педагога, Приказом Министерства труда России №544н от 18 октября 2013 г. утверждается Профессиональный стандарт «Педагог» (далее Стандарт) [3].

Опираясь на положения Концепции профессионального стандарта педагога [4], необходимо отметить, что данный документ может выступать в качестве:

– инструмента реализации стратегии образования на современном этапе;

– инструмента повышения качества образования;

– объективного измерителя квалификации педагога;

– средства отбора педагогических кадров;

– основой для формирования трудового договора между работодателем и педагогом.

С учетом данных утверждений, профессиональный стандарт педагога рассматривается как документ, определяющий основные требования к квалификации педагога в рамках различных уровней общего образования, отражающий структуру его профессиональной деятельности, а также характеризующий личностные качества педагога. Необходимо отметить, что в Стандарте обозначены требования к педагогам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования.

Мы убеждены в практической значимости Стандарта как для педагога, так и для руководителя, как четкого ориентира, «мерила» способности педагога профессионально и качественно осуществлять образовательную деятельность.

Рассмотрим структуру профессионального стандарта педагога.

В разделе «Общие сведения» раскрывается основная цель вида профессиональной деятельности: оказание профессиональных услуг по основным общеобразовательным программам образовательными организациями.

Раздел II представляет собой описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт и включает два блока:

Блок А: трудовые функции, связанные с педагогической деятельностью по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях различных уровней образования.

Блок В: трудовые функции, связанные с педагогической деятельностью по проектированию и реализации основных общеобразовательных программ.

В разделе III дается детальная характеристика трудовых действий педагога, указанных выше и отражающих специфику работы в рамках различных уровней образования. Также оговариваются требования к образованию, опыту практической деятельности и особые условия допуска к работе педагога.

Блок А представлен совокупностью трудовых действий, необходимых умений и знаний в контексте общепедагогических функций: обучение, воспитательная деятельность, развивающая деятельность. При этом на наш взгляд, не все характеристики соответствуют специфике деятельности педагога дошкольного образования. Данное противоречие, по нашему мнению, должно быть разрешено в процессе апробации Стандарта.

Блок В отражает трудовые действия, необходимые умения и знания, относящиеся к педагогу конкретного уровня образования. И так как наш профессиональный интерес касается уровня дошкольного образования, четкое выделение специфичных трудовых функций представляет для нас особую практическую значимость.

В данном разделе также приведены трудовые функции педагогов, реализующих модули «Предметное обучение. Математика», «Предметное обучение. Русский язык».

Раздел IV – сведения об организациях-разработчиках профессионального стандарта.

Как уже было сказано, Стандарт – это документ, включающий перечень профессиональных и личностных требований к учителю, действующий на всей территории Российской Федерации. Но Концепцией документа предусмотрено также региональное дополнение к Стандарту, отражающее реальный социокультурный контекст деятельности педагога, а также внутренний стандарт образовательного учреждения, определяющий профессиональные компетенции педагога с учетом специфики реализуемых образовательных программ.

Несомненно, каждая образовательная организация специфична своей миссией, приоритетным направлением развития детей, реализуемыми образовательными программами и, соответственно, педагоги должны обладать некими дополнительными компетенциями. На наш взгляд, разработка внутреннего стандарта учреждения позволит предусмотреть ряд важных моментов в отношении профессиональных компетенций педагога конкретного образовательного учреждения и существенно повысить эффективность образовательного процесса.

Так, спецификой нашего дошкольного образовательного учреждения является развитие творчески одаренных детей средствами искусства, в частности, музыкального искусства. И мы считаем необходимой разработку внутреннего стандарта учреждения, который бы включал дополнительные трудовые действия, умения и знания педагогов с учетом специфики работы.

По нашему мнению, они могут быть следующими:

Трудовые действия

участвовать в разработке образовательных программ развития одаренных и перспективных детей;

разрабатывать и проводить мониторинг развития способностей детей дошкольного возраста с целью оценки их индивидуальных достижений;

выстраивать индивидуальный образовательный маршрут на основе данных мониторинга;

создавать педагогические условия для повышения эффективности образовательной деятельности с одаренными детьми, самостоятельно оценивать их результативность;

осуществлять образовательную деятельность на основе интегрированного взаимодействия со специалистами организации и за ее пределами

Необходимые умения

владеть методиками художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста;

обеспечивать тесное сотрудничество с родителями одаренных детей в вопросах их развития

Необходимые знания

знать и учитывать в своей деятельности индивидуальные (психологические и иные) особенности и возможности одаренных и перспективных детей

Таким образом, внутренний стандарт образовательного учреждения может быть дополнен необходимыми трудовыми действиями, необходимыми умениями и знаниями, которые позволят существенно повысить эффективность образовательной деятельности.

В статье нами представлено дополнительное содержание для внутреннего стандарта конкретного дошкольного учреждения. Но данный вопрос, безусловно, требует углубленного изучения. Поэтому проблема разработки внутреннего стандарта дошкольного образовательного учреждения является основой нашего дальнейшего исследования.

В завершение отметим, что профессиональный стандарт существенно расширяет границы свободы педагога, одновременно повышая его ответственность за результаты труда. И сейчас мы можем говорить о том, что перед нами модель современного педагога, которой должен соответствовать каждый. Безусловно, Стандарт оставляет множество вопросов, в частности, вопрос профессиональной подготовки педагогов. Но мы убеждены, что стандартизация всех сфер образования – ближайшее будущее и постепенное введение профессионального стандарта педагога к 2018 году позволит вывести систему образования в России на качественно новый уровень.