Высокий спортивный результат может показать только тот спортсмен, у которого наследственные морфофункциональные предпосылки реализованы в ходе систематического, целенаправленного, рационального, многолетнего тренировочного процесса в конкретном виде спорта. Спортивный отбор – весьма ответственный процесс и его, как правило, должен проводить тренер совместно со спортивным врачом.
Правильный отбор, а тем более ориентацию по видам спортивной деятельности, нельзя проводить, учитывая лишь состояние здоровья, уровень физического развития, морфологические индексы, интуицию и опыт тренера.
Рост и развитие организма – это весьма сложный генетически детерминированный и социально обусловленный процесс, включающий в себя как количественные, так и качественные изменения структуры и функций организма человека.
Уникальность наследственной программы каждого человека и неповторимость влияний на него бесчисленных факторов среды определяют его индивидуальность. Однако при этом имеются и сходства телосложения, которые можно объединить в определенные типы конструкции: макросомный, мезосомный, микросомный и два переходных типа – микромезосомный и макромезосомный типы (по классификации Б. А. Никитюка, 1990). Всего 5 типов конструкции.
Характеризуя компонентный уровень варьирования телосложения, можно рассматривать человеческое тело как трехкомпонентную модель: вес тела = вес жира + вес мышечной массы + вес костной массы или ЖМ + ММ + КМ. Такая модель нашла в спортивной практике широкое применение во всем мире.
Исследования проводились на студентах 2 и 3 курсов кафедры ФВСиМП филиала Тюменского Государственного университета в г. Тобольске. Для эксперимента были выбраны 10 юношей 2 курса и 10 юношей 3 курса, возраст испытуемых был в пределах 19-20 лет. Данные исследований приведены в таблице.
Сравнительная характеристика компонентов физического развития спортсменов
Исследуемые компоненты физического развития |
Показатели |
Баллы |
||
2 курс |
3 курс |
2 курс |
3 курс |
|
Жировая масса (ЖМ) |
23 мм. |
20 мм. |
3 балла |
3 балла |
Мышечная масса (ММ) |
122 см. |
131 см. |
3 балла |
4 балла |
Костная масса (КМ) |
27% |
29% |
5 баллов |
5 баллов |
Из полученных нами результатов можно увидеть, что по сумме балов компонентов физического развития, у старших студентов (студентов 3 курса) больше баллов, чем у студентов 2 курса. Также можно судить по каждому компоненту в отдельности. Мышечная и костная масса у студентов 3 курса значительно выше, чем у студентов 2 курса. Что же касается жировой массы, то мы видим, что у студентов 2 курса этот показатель выше, чем у студентов 3 курса.
Таким образом, мы можем констатировать тот факт, что по уровню компонентов физического развития можно определить уровень физического развития, физической подготовленности и спортивного мастерства студентов.