На начальном этапе обучения фигурному катанию вряд ли правомерно говорить о теоретической подготовке в общепринятом понимании этого термина. В данном случае формирование знаний мы рассматриваем как первый шаг и основу для восприятия в дальнейшем более сложных вопросов, требующих осмысления на теоретическом уровне. В данной статье рассматриваются нерешенные вопросы формирования знаний на начальном этапе обучения фигурному катанию в целостной системе образовательного процесса.
В существующих учебных программах для ДЮСШ по фигурному катанию содержание теоретической подготовки распределено по следующим разделам: «Физическая культура и спорт в России», «Правила поведения на занятиях на льду», «Предупреждение спортивного травматизма, оказание первой помощи», «Терминология фигурного катания на коньках», «Сведения о строении и функциях организма человека», «Личная и общественная гигиена» [1, 2]. Почти все вопросы, рассматриваемые в данных разделах слишком сложны для новичков в фигурном катании, а их необходимость вызывает сомнения. Например: «Краткие сведения о строении и функциях организма человека», «Костная система, связочный аппарат и мышцы, их строение и взаимодействие». Последовательность освоения теоретического материала не указывается. Само по себе это, на наш взгляд, не является упущением, так как любая программа образования – это, прежде всего, его содержание.
Последовательность и, главное, сроки изучения элементов содержания, по нашему мнению, должен определять педагог, при сквозном планировании без жесткого распределения по месяцам и годам обучения, исходя из текущего уровня владения двигательными действиями [5]. Так или иначе, тренер, работающий с начинающими фигуристами 4-6 лет, вынужден вести поиск содержания знаний, необходимых для успешного закрепления многочисленных правил: самообслуживания, поведения в стандартных и неприятных ситуациях, и, конечно, правил техники, которые принято называть основными опорными точками [3].
Учитывая сказанное, проверка эффективности использования сквозного планирования и мини лекций на учебно-тренировочном занятии представляется нам актуальным.
Целью исследования явилось обоснование и разработка методики учебно-тренировочного занятия с использованием мини лекций и сквозного планирования на начальном этапе обучения фигурному катанию и оценка ее результативности.
Руководствуясь классическими представлениями об оптимальной мере усилий, которые ускоряют физическое (И.А. Аршавский) и умственное (Л.С. Выготский) развитие ребенка, мы не склонны к жесткому лимитированию временными рамками освоение содержания образовательной программы фигурного катания. Традиционное распределение материала по месяцам и годам обучения делает невозможным индивидуализацию обучения и рано или поздно повлечет разделение занимающихся на умеющих и неумеющих. В этой ситуации становится неизбежным так называемый отсев, не имеющий ничего общего с современной тенденцией гуманизации образования.
Использование сквозного планирования учебного материала, предложенное А.В. Чудиновских и А.Т. Воробьевым [5] для физической культуры в общеобразовательной школе, дает возможность минимизировать отрицательные последствия образования. Методологической базой такого планирования является теория формирования ориентировочной основы двигательных действий [3], а конкретными ориентирами и инструментами оценки успешности обучения становятся основные опорные точки и другие правила спортивной культуры [4].
Учитывая специфику основной и, по сути, единственной на данном этапе подготовки формы занятий – учебно-тренировочного занятия, мы сочли возможным структурировать содержание знаний для их сообщения на минилекциях длительностью 30-90 секунд с использованием средств наглядности и последующей проверкой усвоения в форме игры.
Исследование выполнено на базе спортивной секции по фигурному катанию на коньках г. Екатеринбург. В эксперименте, проведенном в течении 4 месяцев, участвовали дети групп начальной подготовки 4-5 лет. В Экспериментальную группу вошли 12 человек, в контрольную группу соответственно 12 человек. В контрольной группе занятия проводились по базовой программе на начальных этапах обучения, занятия в экспериментальной группе проводились так же по базовой программе, но на учебно-тренировочных занятиях применялись мини лекции, а знания по мини лекциям распределялись согласно идеи сквозного планирования, при котором педагог определяет порядок изучения без жесткого распределения по месяцам и годам обучения исходя из текущего уровня овладения знаниями. Общее количество и время занятий в обоих группа было одинаковым.
В начале эксперимента все спортсмены были протестированы, тест содержал 20 вопросов, тем самым, был определен исходный уровень теоретической подготовленности. В конце эксперимента был проведен повторный тест, с использованием другого варианта теста, такого же объема и аналогичного содержания.
Динамика изменения уровня знаний в процессе педагогического эксперимента
Группы |
Количество |
Средний возраст |
Уровень знаний (количество допущенных ошибок X ± σ) |
||
Исходный |
Итоговый |
Достоверность |
|||
Контрольная |
12 |
4-5 |
15,3 ± 1,1 |
15,3 ± 2,3 |
p>0,05 |
Экспериментальная |
12 |
4-5 |
15,9± 2,5 |
13,3 ± 2,2 |
p>0,05 |
Таким образом, разработанная методика занятий с применением мини лекция, а так же сквозного планирования, позволила повысить скорость и качество обучения необходимым теоретических знаний. а так же увеличить их тренировочное воздействие.