Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

1
1

Одним из главных инструментов в образовании, позволяющий открывать путь в новый мир, являются современные информационные технологии. Использование информационных технологий в образовании - одна из ключевых проблем стратегического планирования – путь к модернизации системы образования в целом. Вот почему информационные технологии образования в России, приобретает огромное значение. Для свободной ориентации в потоке информации современный специалист любого профиля должен уметь работать с информацией при помощи компьютеров, телекоммуникаций и других средств информационных технологий. Реализация этой потребности невозможна без включения информационной компоненты в систему подготовки и переподготовки современного специалиста. Это в полной мере относится и к преподавателям по физической культуре и спорту. Несмотря на имеющиеся трудности, связанные с организационными, материально-техническими, научно-методическими особенностями внедрения современных информационных технологий в область физической культуры и спорта, они вызывают определенный интерес у ряда специалистов. Имеется необходимость включения в образовательный процесс мультимедийных технологий наравне с традиционными средствами которые позволяют значительно эффективнее осуществлять:

– подбор, обработку, сохранение и передачу информации,

– вести самостоятельную работу,

– самообразование,

– качественно и быстро изменять содержание, методы и организационные формы обучения.

Мультимедийные технологии – одно из наиболее бурно развивающихся направлений новых информационных технологий, используемых в учебном процессе.

Мультимедиа – интерактивная система, обеспечивающая одновременное представление различных  различных видов данных, содержащих текстовую, звуковую и визуальную информацию – графику, видео, анимацию.

Например, в одном объекте может содержаться текстовая, аудиальная (звуковая), графическая и видео информация, которую мы можем не только наблюдать, но и управлять через системы ввода и вывода информации.

Мультимедийные обучающие технологии – это совокупность технических обучающих средств и дидактических средств обучения. Технические средства мультимедиа обеспечивают преобразование информации (звука и изображения) в цифровую форму с целью ее хранения и обработки, а также обратное преобразование, чтобы эта информация могла быть адекватно воспринята человеком.

Программные продукты, обладающие свойствами мультимедиа (учебники, справочники, энциклопедии, тесты, учебные электронные курсы), распространяются, как правило, на компакт-дисках. То есть для использования таких продуктов необходим накопитель DVD/CD-ROM. Для работы со звуком и видео на компьютере разработано множество программных средств, которые обеспечивают воспроизведение, редактирование, запись аудио и видеоинформации, представленной в различных форматах, с устройств разных типов.

Несомненным достоинством и особенностью технологии являются следующие возможности мультимедиа:

– повышение информативности урока;

– стимулирование мотивации обучения;

– повышение наглядности обучения;

– осуществление повтора наиболее сложных для запоминания моментов;

– реализовать доступность и восприятие информации за счет параллельного представления информации в разных модальностях: визуальной и слуховой;

– возможность осуществления непрерывного музыкального или любого другого аудио-сопровождения, соответствующего статичному или динамичному визуальному ряду;

– возможность использования видеофрагментов из фильмов, видеозаписей и т.д., функции «стоп-кадра», покадрового «пролистывания» видеозаписи;

– возможность создания больших баз данных в компактном виде.

Возможности мультимедиа в физическом воспитании учащихся

Целесообразность компьютеризации определяется мерой достижения педагогической, методической и экономической эффективности по сравнению с традиционными формами учебной работы.

Технология компьютерного обучения рассматривается как обучение с учетом конечных результатов деятельности учеников, придается характер устойчивого, целенаправленного и эффективного процесса познания. Использование компьютерных технологий в обучении – разновидность процесса управления познавательной активностью учащихся.

Кроме того:

– применение информационных технологий обучения в преподавании физической культуры позволяет реализовать требования теоретического и методического разделов типовых учебных программ посредством самостоятельной внеаудиторной учебной работы учеников, сохраняя тем самым аудиторные часы для занятий физическими упражнениями.

– разработка и внедрение электронных средств поддержки обучения способствуют повышению уровня учебной и методической работы учителя физической культуры.

– информационные технологии обучения обладают более высокой дидактической эффективностью по сравнению с традиционными методами и средствами поддержки обучения. При этом, высокий уровень интереса обучающихся, обусловленный поначалу технологической стороной используемых электронных средств, способствует в дальнейшем росту интереса к содержанию теоретических и методических аспектов физической культуры.

– для повышения эффективности восприятия учебного материала, связанного с двигательной деятельностью, важное значение в электронных средствах поддержки обучения имеют мультимедийные формы представления информации, сочетающие учебные тексты с графическими, анимационными, видео и аудио рядами.

Например, формирование и закрепление новых двигательных навыков является важной задачей, как в спорте, так и в оздоровительной физической культуре. Успешность выполнения данной задачи во многом определяется характером взаимодействия учителя и ученика. Причем, преобладающей формой организации занятия на начальном этапе является демонстрация учителем сложного комплексного упражнения или его элементов. Вербальный ( речевой ) способ передачи информации ученику на начальном этапе усвоения новых двигательных навыков вряд ли можно считать оптимальным. При освоении новых двигательных навыков специалисты отмечают важность формирования исходных образов-представлений о предстоящих действиях. Таким образом, начальный этап обучения в данной предметной области требует максимального использования наглядности и предъявляет высокие требования к преподавателю в плане правильной демонстрации отдельных элементов и сложных технических приёмов. Для достижения поставленных целей обучения и повышения его результативности, предпочтение должно отдаваться педагогическим технологиям, обеспечивающим меньшую зависимость результатов обучения от уровня квалификации обучающего, максимальную точность и правильность показа. В литературе неоднократно обращалось внимание на то, что роль педагога на стадии обучения постепенно снижается. Оптимизировать процесс обучения позволяет использование мультимедийных средств, содержащих демонстрационные элементы в исполнении высококвалифицированных специалистов.

Основные средства мультимедийных и компьютерных технологий.

На мой взгляд, школьный спортзал должен быть оснащён следующим мультимедийным оборудованием:

– компьютером (лучше ноутбуком) в полной конфигурации с современной видеокартой, который должен позволять воспроизводить на экране монитора видеоизображения и фотографии с видеокамеры и фотоаппарата, а так же позволяющий обрабатывать необходимый материал;

– мультимедийным проектором с пультом управления, настенным экраном или плазменным телевизором с диагональю не менее 100 дюймов;

– видеокамерой;

планшетным сканером, лазерным принтером или МФУ;

– хорошей акустической системой, усилителем, наушниками и микрофонами;

– DVD – пишущий плейер с жестким диском достаточного объёма;

– Носителями информации. (флеш накопители, переносные жёсткие диски, DVD-CD диски)

Такое оборудование позволит:

1) хранить большое количество необходимых программных и нормативных документов по физической  культуре в электронном виде;

2) хранить всю документацию по обеспечению проведения спортивных соревнований  по  программным видам спорта (карточки, протоколы, наградные листы, заявки и многое другое);

3) иметь образцы экзаменационных билетов, конкурсных и олимпиадных заданий, материалов для проведения  викторин, тематических вечеров и т.п.;

4) разрабатывать рабочие учебные программы и методические пособия по обучению двигательным навыкам и умениям в видах спорта, входящих в школьную программу по физкультуре;

5) облегчить проведение календарно – тематического планирования и написание конспектов уроков  по различной тематике;

6) накопить и применять в учебном процессе видеоматериалы и учебные программы по различным видам спорта, входящим в школьную программу для изучения и освоения элементов техники, изучаемых видов спорта.

7) создать банк видеоуроков.

8) организовывать мультимедийные соревнования.

Заключение

Сочетание комментариев преподавателя с видеоинформацией или анимацией значительно активизирует внимание учащихся к содержанию излагаемого преподавателем учебного материала и повышает интерес к новой теме. Обучение становится занимательным и эмоциональным. При этом существенно изменяется роль преподавателя в учебном процессе. Он эффективнее использует время занятий, сосредотачивая внимание на обсуждении наиболее сложных и важных фрагментов учебного материала. Активизация воздействия на обучаемых с применением мультимедийных средств, связана с тем, что:

– во-первых, обучающая среда создается с наглядным представлением информации в цвете (психологами доказано, что запоминаемость цветной фотографии почти в два раза выше по сравнению с черно-белой);

– во-вторых, использование анимации является одним из эффективных средств привлечения внимания и стимулирования эмоционального восприятия информации;

– в-третьих, наглядное представление информации в виде фотографий видеофрагментов смоделированных процессов оказывает более сильное эмоциональное воздействие на человека, чем традиционное, поскольку оно способствует улучшению понимания и запоминания физических и технологических процессов (явлений), демонстрируемых на экране.

Таким образом, применение мультимедйных технологий в преподавании физкультуры:

Делает занятия более интересными и развивает мотивацию к обучению.

Позволяет учащимся понимать более сложные идеи в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала.

Предоставляет больше возможностей для развития личных и социальных навыков.

Позволяет обращаться к всевозможным электронным ресурсам, приспосабливаясь к своим потребностям.

Учит учащихся работать более творчески и становиться более уверенными в себе.