В настоящее время система образования выдвигает ряд приоритетных задач в области подготовки будущих педагогов, направленных на активное использование учителем информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в своей профессиональной деятельности. Долгое время подготовка студентов в области ИКТ была связана только с формированием пользовательских навыков, таких как, овладение приемами набора и форматирования текстов, навыками поиска информации в Интернете и базах данных, работа с электронными таблицами и т.д. и не была ориентирована на целенаправленное эффективное применение ИКТ в решении конкретных профессиональных задач. Это противоречие привело к разработке новой методической программы обучения студентов в области ИКТ, которая направлена на формирование ИКТ-компетентности, и основана на системно-деятельностном подходе, что является актуальным в условиях внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования третьего поколения (ФГОС ВПО).
Согласно ФГОС ВПО третьего поколения по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование», современный выпускник с квалификацией «бакалавр» должен обладать рядом общекультурных и профессиональных компетенций, при этом одним из основных компонентов профессиональной подготовки студентов являются компетенции в области информационных и коммуникационных технологий (ИКТ-компетенций).
Данные компетенции развиваются путем формирования в процессе обучения у студентов информационно-коммуникационной компетентности, трактуемой в нормативных документах, как ИКТ-компетентность.
Формирование ИКТ-компетентности у студентов филологического факультета (профиль «Музыка») происходит в рамках дисциплины «Информационные технологии в образовании», которая входит в базовую часть математического и естественнонаучного цикла ООП бакалавриата, и курсов по выбору студентов, таких как «Информационно-коммуникационные технологии в деятельности школьного учителя», «Организация урочной и внеурочной деятельности с учащимися средствами информационных технологий».
В настоящее время многие педагоги проявляют интерес к созданию сайтов, так как сайт становится необходимым рабочим инструментом современного учителя. На наш взгляд, умение создавать сайт является частью общепедагогической ИКТ-компетентности педагога, которая, в свою очередь, является компонентом профессиональной компетентности. Поэтому возникает необходимость изучения со студентами технологии построения сайта. Познакомить их с основами работы в HTML и CSS в рамках данных курсов нет возможности из-за малого количества часов, поэтому им предлагается сделать это с помощью конструктора сайтов Jimdo.
Jimdo (версия Free) – бесплатная и достаточно простая в использовании система управления сайтом, имеющая большое количество шаблонов и модулей. Данный конструктор является облачным сервисом, с помощью которого можно не только создавать сайты, но и управлять ими прямо в браузере без знаний языка гипертекстовой разметки и программирования.
Каждый шаблон состоит из 5 зон:
– «шапка» – зона, отвечающая за название сайта и логотип;
– «навигационное меню» – зона, отвечающая за передвижение по разделам сайта;
– «область контента» – зона, в которой располагается основная информация;
– «панель управления сайта» – зона, отвечающая за настройки сайта (выбор шаблона, определение стиля и др.);
– «футер сайта» – зона, отвечающая за размещение интерактивных, управляющих элементов сайта.
Отметим, что создание сайта состоит из двух этапов:
– первый этап – логическое проектирование, предполагающее определение структуры сайта и его содержания. Структура сайта предполагает разбиение общего содержания на смысловые разделы и отдельные страницы с указанием связей между ними;
– второй этап – физическое проектирование, предполагающее непосредственное создание сайта (выбор шаблона, разработка «навигационного меню», наполнение сайта образовательным контентом и добавление интерактивных элементов сайта, таких как гостевая книга, форум и др.).
В начале изучения данной темы студентам сообщается минимальный набор знаний по созданию сайтов, после чего они выполняют лабораторную работу, носящую репродуктивный характер. Преподаватель сам предлагает тематику сайта, определяет его структуру и содержание контента. Затем, на основе уже имеющихся знаний, студенты получают задание разработать проект – собственный сайт образовательного назначения, который оценивается в соответствии с балльно-рейтинговой системой в 10 баллов и влияет на итоговую оценку по данной дисциплине. Примерами готовых проектов студентов были персональные сайты учителя музыки, хореографа, художника, различные тематические информационные сайты и т.д.
Таким образом, студенты осваивают технику создания отдельных веб-страниц, разрабатывают собственные тематические, информационно-справочные и другие сайты педагогического назначения и овладевают следующими ИКТ-компетенциями:
– способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-9);
– готовность применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2).
Так как данные задания носят не предметный, а общепедагогический характер, то они могут с успехом использоваться на всех профилях по направлению подготовки «Педагогическое образование».