Среди важнейших задач общеобразовательной школы особое значение имеет гражданское образование и воспитание. В связи с этим необходимо глубокое теоретическое осмысление проблемы гражданского воспитания подрастающего поколения, целенаправленная работа по определению и реализации условий для его гражданского становления.
Разработка вопросов гражданского воспитания в педагогике имеет свою историю. В западноевропейской античной и классической педагогике оно связано с именами Платона, Аристотеля, Руссо и др. Если первые связывали проблемы гражданского воспитания, прежде всего, с формированием уважения к государству, законопослушания, то последний видел основу гражданского воспитания в свободном развитии личности, в создании условий для самовыражения. Наиболее полно теория гражданского воспитания в зарубежной педагогике была разработана немецким педагогом Г. Кершенштейнером, отмечавшим необходимость целенаправленного формирования гражданственности.
В науке созданы предпосылки для решения обозначенной выше проблемы в трудах классиков отечественной педагогики (Л.С. Выготский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и др.).
Различные аспекты гражданского воспитания представлены в работах по теории и методике воспитания (Е.В. Бондаревская, В.Г. Бочарова, О.С. Богданова, Б.С. Гершунский, В.А. Караковский, Б.Т. Лихачев, Т.Н. Мальковская, Н.Д. Никандров, Т.А. Стефановская, А.Н. Тубельский, С.Н. Чистякова, Г.Н. Филонов, М.И. Шилова, Н.Е. Щуркова, Е.А. Ямбург и др.). Проблема становления различных аспектов гражданской позиции обсуждается в исследованиях Л.Н. Боголюбова, Н.М. Воскресенской, Б.Ф. Горелика, А.Ю. Лазебниковой, В.И. Купцова, И.Л. Судаковой, Я.В. Соколова, Г.Н. Филонова, Л.Л. Хоружей и др.
Анализ научных исследований позволяет констатировать их несомненную теоретическую и практическую значимость для решения проблемы гражданского становления личности, однако следует отметить, что большинство этих подходов были оформлены во второй половине XX века и не отражают реальностей современного этапа общественного развития России. В современных условиях значимой для педагогической действительности выступает проблема, заключающаяся в необходимости разрешения противоречий: между общественно-государственным заказом на воспитание социально активных граждан и недостаточным вниманием современной школы к формированию гражданской позиции учащихся; между потребностью подростков в гражданской самореализации и недостаточной разработанностью педагогических условий становления их гражданской позиции в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы (1; 2).
В системе общего образования в Ивановской области функционирует по состоянию на 1 сентября 2014 г. 308 общеобразовательных организаций. Среди них:
– 264 муниципальных общеобразовательных организаций: 185 средних, 64 основных, 10 начальных, 5 организаций «начальная школа-детский сад» (по программам начального общего образования обучалось – 36 412 человек, по программам основного общего образования обучалось – 39 394 человек, по программам среднего общего образования обучалось – 7 809 человек);
– 8 вечерних муниципальных образовательных организаций и 1 областная государственная вечерняя образовательная организация (вечерней и заочной формами обучения было охвачено 1 213 человек);
– 9 негосударственных (частных) образовательных организаций с контингентом обучающихся 784 человека;
– 1 общеобразовательная организация для детей, нуждающихся в длительном лечении – Санаторная школа-интернат с количеством обучающихся 159 человек;
– 20 областных государственных специальных (коррекционных) образовательных организаций для детей с ограниченными возможностями здоровья с контингентом обучающихся – 2 377 детей;
– 5 общеобразовательных организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с контингентом обучающихся – 200 человек.
В течение 5 лет в воспитательной работе с учащейся молодежью педагогическое сообщество руководствуется межведомственным региональным планом мероприятий по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи на основе историко-культурного наследия Ивановской области. Тысячи школьников и молодых людей узнали об истории и культуре России и малой родины не только из учебников, но и участвуя в экспедициях и походах, конференциях и фестивалях, восстанавливая памятники славы и места захоронения героев Отечества, активно работая в школьных музеях, занимаясь в научных обществах и в военно-патриотических клубах (см. табл. 1, табл. 2). Для того, чтобы это стало возможным, педагоги образовательных учреждений региона прошли курсы повышения квалификации (см. табл. 3).
В рамках межведомственного плана разработан учебник по истории края, созданы фильмы «За Веру и Отечество», «Этот день Победы» о подвигах наших земляков в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, «Ивановский край в годы Великой Отечественной войны» о воинских подвигах ивановцев и самоотверженном труде работников тыла.
Во многих школах области сегодня работают патриотические клубы, краеведческие объединения, общественные музеи (см. табл. 4).
Таблица 1
Исторические, историко-этнолого-краеведческие курсы
№ п/п |
Наименование программы курса |
кол. шк./кол. уч-ся |
История России в лицах |
6/3% |
|
Россия, век XX, исторический портрет на фоне эпохи |
6/3% |
|
Истоки |
6/3% |
|
Войны 20 века в истории России |
6/3% |
|
Государственная символика России |
6/3% |
|
Я – гражданин России |
6/3% |
Среди базовых ценностей в воспитании личности особое место занимают семейные ценности – любовь и верность, уважение к родителям и забота о старших и младших, здоровье и забота о продолжении рода, поэтому отдельный раздел плана посвящен вопросам формирования семейных ценностей. Департамент образования, педагогическая и родительская общественность поддержали инициативу Ивановской митрополии, Уполномоченного по правам ребенка в Ивановской области о введении с 1 сентября 2013 года в 30 пилотных школах во всех муниципалитетах элективного курса «Нравственные основы семейной жизни» для старшеклассников. Целью курса является формирование у учащихся традиционных семейных ценностей, необходимых для создания в будущем крепких, многодетных, счастливых семей.
В основе уклада и семейной, и школьной жизни ребенка должны лежать базовые духовные ценности. По поручению Президента Российской Федерации в школах страны введен новый комплексный курс «Основы религиозных культур и светской этики». В текущем учебном году 8700 учащихся четвертых классов приступили к изучению нового курса, 74% из них выбрали модуль «Основы православной культуры» (при общем показателе по России – 42%). В настоящее время разрабатывается концепция учебных курсов для основного и общего образования.
Таблица 2
Учебные программы в учреждениях общего образования
Название программы курса (количество часов) |
Организация–разработчик, авторы |
Количество обучающихся за год |
Литературное краеведение (34) |
ИРОИО, Л.Н.Таганов |
5250 |
Историческое краеведение: «Ивановский край в истории Отечества» (34) |
ИРОИО, К.Е. Балдин и др. |
региональный компонент БУПа, во всех ОУ |
«Народная культура» (34) |
ММС |
Более 5000 |
«История средней общеобразовательной школы» (17) |
Учителя-практики, утверждена ММС |
Более 1000 |
Программа работы патриотического клуба «Поиск» (70) |
Учителя-практики, утверждена ММС |
Более 100 |
Программа стрелкового патриотического объединения «Патриот» (70) |
Учителя-практики, утверждены ММС |
Более 100 |
Таблица 3
Программы переподготовки и повышения квалификации педагогических и руководящих кадров
Название программы ПП или ПК патриотической направленности, в том числе и на дистанционной основе (всего курса или её модуля) (кол-во часов) |
Организация–разработчик, авторы, учреждение, реализующее программу |
Количество обучающихся за год |
Роль поисково-исследовательской деятельности в формировании системы гражданско-патриотического воспитания в образовательном учреждении (72) |
кафедра педагогики и психологии, ИРОИО |
25 |
Повышение методологической компетентности педагогических работников учреждений дополнительного образования детей (108) |
кафедра педагогики и психологии, ИРОИО |
160 |
ИКТ в воспитательном процессе (108) |
кафедра педагогики и психологии, ИРОИО |
50 |
Таблица 4
Социальные проекты гражданско-патриотической направленности
Формы и виды социального проектирования |
Результаты социального проектирования |
Приобретённые гражданско-правовые компетентности |
Муниципальные проекты |
||
Конкурс «Иваново в цвету» |
Конкурс проводится более 10 лет, реализовано более 100 проектов. |
Опыт реализации проекта по дизайну школьного двора |
Конкурс (соц. проект) «Я - гражданин России» |
Ежегодно в конкурсе участвуют ОУ всех муниципальных районов области |
Гражданские компетенции; Социальная компетентность; Коммуникативная компетентность; исследовательские компетентности |
Муниципальный проект «Если бы я был в команде мэра» 2010 год |
За 8 лет существования конкурса было осуществлено более 60 проектов |
Опыт реализации избирательного права, опыт принятия решений, приобретение навыков управленческой деятельности |
Благотворительный марафон «Ты нам нужен» |
В 2009 году собрано 825 тысяч рублей в помощь детям-инвалидам |
Милосердие, гуманное отношение к людям |
Благотворительный марафон «Поможем детям» |
Собраны игры и канцтовары и переданы в больницы детям |
Милосердие, гуманное отношение к детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. |
Ивановская городская ученическая Дума |
Участвуют все школы города |
Опыт реализации избирательного права, организации избирательных кампаний |
Деловая игра «Школьный референдум» |
Участвуют все школы города |
Опыт реализации избирательного права, организации избирательных кампаний |
Школьные проекты: |
||
Социальный проект «Стена гласности» |
Создание и функционирование «Стены гласности» |
Коммуникативная, информационная компетенции |
Социальный проект «Сами с усами» |
Система самоуправления |
Организаторские, личного самосовершенствования |
Конкурс «Школьный двор – частица детства» в рамках конкурса «Иваново в цвету» |
Ответственное отношение к окружающему миру, опыт принятия решений, работы в команде, способность отстаивать свою точку зрения, исследовательские компетенции |
|
Политический клуб «Диалог». |
Дебаты: «ЕГЭ: за и против», «Цензура: за и против» |
Умение вести дискуссию, критически рассматривать различные аспекты развития общества, способность отстаивать свою точку зрения |
Проект общественно-активной школы |
Проект только запускается |
Навыки самоуправления и самоорганизации, сотрудничества |
Проектирование и создание «Детской игровой площадки на территории школы» |
Начато оформление и создание детской игровой площадки. |
Бережное отношение к материальным ценностям и общественному труду. |
Участие в муниципальном проекте «Если бы я был в команде мэра» |
Создание органов ученического самоуправления на муниципальном уровне |
Опыт принятия решений. Умение вести дискуссию, критически рассматривать различные аспекты развития общества, способность отстаивать свою точку зрения |
Участие в социально-значимых акциях «Дарите добро» |
Оказание помощи нуждающимся детям, воспитание способности к сопереживанию, эмпатии |
Гражданская компетенция; Культурно – досуговая компетентность; Социальная компетентность; Коммуникативная компетентность |
Проект «Зеленая школа» |
Озеленение рекреаций, кабинетов школ, экологическое образование школьников |
Быть способным самостоятельно разработать и внедрить социальный проект, соблюдать правила трудовой дисциплины |
«Воспитай себя сам» |
Грант городского комитета по делам молодёжи, выпуск брошюры «Воспитай себя сам» по профилактике правонарушений |
Правовая грамотность. |
Межрегиональный проект «Родной язык в пространстве русского мира в современной России» |
Проведение межрегиональной конференции |
Коммуникативная компетентность Исследовательские компетентности |
Волонтерские отряды |
Акции, издание газет, бюллетеней, оказание помощи зоопарку, бездомным животным |
Социальная компетентность; коммуникативная компетентность |
«Интересный человек живёт рядом» |
Публикации об интересных людях, встречи с интересными людьми; Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание школьников |
Социальная компетентность; Коммуникативная компетентность Исследовательские |
Проект «Школьная форма» |
Разработка моделей школьной формы, организация показов |
Социальная компетентность; Коммуникативная компетентность Креативная компетентность и др |
Проект «Пусть зазвонят колокола» |
Помощь в восстановлении храмов |
Социальная компетентность; Коммуникативные и креативные компетентности |
Экологические проекты «Экологические маршруты» и др. |
Изучение природных комплексов, помощь в благоустройстве территорий, экологическое воспитание |
Ответственное отношение к природе и своему здоровью, Исследовательские |
Окончание табл. 4
В Ивановской области продолжает активно развиваться система кадетского образования и воспитания. Уже 4 года подряд в области проводится открытая военно-патриотическая игра «Зарница» с участием команд кадетских объединений не только Ивановской области, но и других регионов России. Мероприятие способствует не только развитию физической и военной подготовки молодежи, но и обмену опытом по развитию данной сферы патриотического воспитания между кадетскими объединениями различных регионов. В сфере поддержки краеведческой и поисковой деятельности молодежи Департаментом внутренней политики Ивановской области оказывается содействие в обеспечении участия представителей поисковых объединений Ивановской области во Всероссийских (международных) Вахтах Памяти, во Всероссийской поисковой экспедиции «Долина», в Межрегиональной поисковой экспедиции в Смоленской области, в торжественных мероприятиях российского и международного уровней.
Одной из важнейших задач системы образования должно стать создание условий для приобщения учащихся к материальной и духовной культуре своего народа, формирование у подрастающего поколения человеческого и национального достоинства. Совместная деятельность учителей и учащихся в современных условиях может стать одним из эффективных средств воспитания гражданственности у учащихся еще и потому, что личностные преобразования могут происходить только в процессе собственной практической деятельности.