Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

1
1 Shuya branch of Ivanovo State University

В статье представлены результаты исследования деятельности классного руководителя в современной школе. Обозначены особенности деятельности; типичные трудности воспитательной работы.

Процесс модернизации отечественного образования предъявляет новые требования к работе классного руководителя. И это не случайно, ведь именно классный руководитель ежедневно взаимодействует с учениками, организует познавательную и воспитательную деятельность в учебном заведении; помогает разрешать проблемы общения в детском коллективе; осуществляет непосредственное взаимодействие семьи и школы.

Требования, предъявляемые к классному руководителю, диктуются уровнем развития современного общества, педагогической наукой и практикой. В Законе РФ «Об образовании» классное руководство определяется как профессиональная деятельность педагога, направленная на воспитание ребенка в классном ученическом коллективе. Деятельность классного руководителя основывается на принципах демократии, гуманизма, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья детей, гражданственности, свободного развития личности. Это актуализирует задачу изучения деятельности классного руководителя не только с позиций теоретического осмысления, но и обобщения эмпирических данных о ее составляющих.

Исходя из этого, целью исследования явилось изучение особенностей деятельности классного руководителя в современном образовательном учреждении.

Исследование проводилось в 2 этапа:

– на первом этапе было произведено анкетирование учителей с высшим педагогическим образованием I квалификационной категории МОУ СОШ №1 г. Наволоки являющимися классными руководителями в 2014-2015 учебном году. Средний стаж работы в должности классного руководителя составил 20 лет.

– на втором этапе исследования был произведен сравнительный анализ деятельности классных руководителей разных поколений. В исследовании приняли участие два учителя МОУ СОШ №1 г. Наволоки являющимися классным руководителем в разное время.

Полученные результаты проведенного нами исследования позволяют выделить следующие особенности деятельности классного руководителя в современной школе.

1. В последнее время поднимается вопрос о том, что школе необходим отдельный институт классного руководства. Зачастую в наших школах учителя вынуждены работать одновременно и как воспитатели, и как предметники. Введение института освобожденного классного руководителя позволит устранить проблему загруженности учителя и вести воспитательный процесс более качественно.

2. Анализ ответов на вопрос: «Испытываете ли Вы профессиональные затруднения в работе классного руководителя» показывает, что даже у очень опытного учителя, имеющего достаточно большой педагогический стаж, возникают затруднения в выполнении обязанностей классного руководителя.

3. Анализ ответов на вопрос: «Какую документацию по классному руководству Вы ведете?» классные руководители признаются, что бесконечное реформирование системы образования привело к тому, что школа и классные руководители вынуждены заполнять массу документов, в том числе и электронного вида, что занимает большую часть времени, остается меньше времени на осуществление непосредственной работы с детьми и снижает уровень удовлетворённости своей работой.

4. В настоящее время классный руководитель активно использует консультативную помощь психологов, социальных педагогов, сотрудников комиссии по делам несовершеннолетних, специалистов по защите прав ребенка, что значительно облегчает его детальность.

5. Классные руководители обращают внимание на то, что очень сложно наладить контакт с родителями учащихся, сделать их соратниками в воспитательной работе. Классный руководитель не является авторитетом для родителей в вопросах воспитания детей.

Таким образом, классный руководитель, по- прежнему, остается ведущей фигурой в организации воспитательного процесса в современном образовательном учреждении.