1. Мотивы использования новых образовательных технологий. Изменения, происходящие в последнее десятилетие в обществе (в технологиях производства, экономических и социальных отношениях) обусловили качественно новые требования и к процессу обучения. Конкурентоспособность на современном рынке труда во многом зависит от способности человека приобретать и развивать умения, навыки, которые могут применяться в различных ситуациях. В настоящее время успешная профессиональная и социальная карьера невозможна без готовности осваивать новые технологии, адаптироваться к новым, постоянно изменяющимся условиям труда, решать новые профессиональные задачи, самостоятельно работать с информацией, без умения работать в коллективе, принимать решение (1).
Школа, учитель, ориентированные исключительно на академические знания выпускника, с точки зрения новых запросов общества, устарели. Образование должно быть нацелено не столько на передачу детям основ наук, сколько на формирование ключевых компетентностей, которые приобретает ученик в процессе обучения и которые в дальнейшем будут способны удовлетворить запросы работодателей. Это единственный путь, которым можно прийти к преодолению разрыва между результатом образования и требованиями жизни.
Жесткая классно-урочная система, предметно-урочная форма организации учебного процесса, классная форма организации сообщества детей при всех своих плюсах и, может быть, нереализованных возможностях все-таки не отвечают современным требованиям к результатам обучения, стандартам образования.
Формирование ключевых компетентностей требует введения в образовательный процесс продуктивных педагогических технологий, имеющих интерактивный характер, обеспечивающих самостоятельную деятельность учащихся, которая должна быть направлена на достижение определенной цели.
В связи с этим претерпевает изменения и роль учителя: он начинает выполнять функции организатора деятельности, консультанта, наставника. Он лишь сопровождает самостоятельную деятельность учащихся, видит возникающие проблемы, помогает найти выход из затруднительных ситуаций.
Интерес к новым педагогическим технологиям возник несколько лет назад. Доступность, изобилие соответствующей литературы, возможность повышения квалификации на курсах позволили познакомиться со многими из них, выбрать то, что, интересно и эффективно на уроках литературы. Одна из таких технологий – «Школа социализации».
2. Концептуальные положения технологии. Эта необычная система обучения была разработана французскими педагогами. У истоков ее стояли такие знаменитые психологи, как Поль Ланжеван, Анри Валлон, Жан Пиаже. К российской школе мастерские были адаптированы петербургскими методистами и учителями. Слово это обозначает новый тип занятия, основанный на гуманистической философии. Мастерская – это педагогическая технология, по своей специфике основывающаяся на целях, использующая средства, которые стратегией модернизации образования отмечаются как важнейшие.
Цель технологии: создать содержательные и организационные условия для личностного саморазвития учащихся, осознания ими самих себя и своего места в жизни, понимания других людей, закономерностей мира.
Основные идеи: 1) образование должно стать новым, иным; личность сама способна строить свое знание; 2) гражданин понимается как личность «самостоятельная», способная оказать позитивное воздействие на свою жизнь и окружающий мир; 3) каждый человек (ребенок в том числе) обладает способностями практически во всех видах человеческой деятельности; лозунг – «Все способны!»; 4) отношение учителя к ученику как к себе равному; 5) самостоятельное «строительство» знаний учеником методом критического отношения к существующей информации; 6) многообразие мнений; 7) получение знаний в мастерской - поиск-исследование, поиск-открытие, путешествие со своими открытиями индивидуально и в коллективе; 8) позиция учителя-консультанта, советчика, помогающего осмыслить учебную работу, передать не информацию, а способы деятельности; 9) важен не только и не столько результат, сколько сам процесс.
Мастерская включает в себя следующие технологические этапы.
– «Индукция» – создание эмоционального настроя, включение чувств ученика, создание личного отношения к предмету обсуждения.
– «Самоконструкция» – индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта (фиксируют все, что знают о том или ином познавательном объекте).
– «Социоконструкция» – работа учащихся в группах.
– «Социализация» – выступление ученика в группе (сопоставление, сверка, оценка, коррекция творческого продукта).
– «Афиширование» – вывешивание произведений работ учащихся (текстов, рисунков, схем, проектов) в классе и ознакомление с ними. Представление результатов работы групп. Постановка вопросов друг другу по поводу выполненных заданий.
– «Разрыв» – внутреннее осознание участников мастерской неполноты или несоответствия своего прежнего знания новому. Фиксация внимания участников на возникших познавательных противоречиях. Организация работы учащихся в группах с источниками информации, позволяющими разрешить возникшие противоречия. Осознание возникших познавательных противоречий. Работа с источниками информации. Закрепление и применение полученных знаний.
– «Рефлексия» – инициация и активизация рефлексии учащихся по поводу индивидуальной и совместной деятельности. Осуществление рефлексии.
3. Из опыта работы. Мастерская в течение ряда лет противопоставлялась уроку. Но опыт показывает, что возможно и полезно вводить мастерские в классическую программу обучения. Одна из проблем организации мастерских в школьной практике возникает из-за сокращения учебных часов по литературе, так как это прежде всего общение, причем еще в большей степени, чем урок. И это общение требует времени. Минимальное время на проведение мастерской – 2 часа.
Так как мастерская акцентирует внимание на состоянии, мыслях, общении учащихся и на творчестве, есть опасность потерять или не заметить собственно образовательный компонент занятия. В методической литературе предложено очень много разработок педагогических мастерских. Однако далеко не все публикации соответствуют данной технологии. Особенно этим «грешит» научно-методический журнал «Литература в школе». Большинство заявленных на его страницах мастерских (№ 4 – 1998, стр. 129; № 6 – 1998, стр. 126; № 3 – 2003, стр. 42; № 2 – 2005, стр. 36; № 10 – 2005, стр. 39) абсолютно не соответствуют алгоритму и представляют собой фронтальную работу с классом. Попытка опубликовать разработанную мастерскую натолкнулась на неприятие редактором терминов, обозначающих ее этапы.
Хорошим подспорьем в подготовке и проведении мастерских служит пособие Т.Я. Ереминой, в котором автор предлагает высокопрофессиональные и грамотные методические разработки занятий по одиннадцати темам (2; 3).
В течение нескольких лет опробованы мастерские построения знаний и смешанного типа. Разработаны и внедрены собственные мастерские: «Дальнобойное слово сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина», «Драма любви» (по «Леди Макбет Мценского уезда» Н.С. Лескова), «Правда – в памяти» (по повести В.Г. Распутина «Прощание с Матёрой»).
Необходимо помнить, что мастерская должна включать в себя ряд заданий для учащихся, которые способствуют определенному движению вперед. Внутри каждого задания ученик свободен в выборе способов выполнения. Роль учителя заключается в том, чтобы разблокировать способности ребенка, создать условия для раскрытия и реализации его творческого потенциала.
Домашнее задание на урок-мастерскую должно быть опережающим и даваться за несколько дней до занятия.
Мастерские, проводившиеся на протяжении ряда лет, показали, что восприятие художественной литературы у учеников становится более глубоким, их взгляды на мир расширяются, изменяются способы общения. А самому учителю мастерская помогает не утратить чувства исторического времени и не остановиться в желании учиться самому.