Как пишет П.И. Пидкасистый, кардинальные изменения во всех областях социальной жизни, прогресс в науке и культуре, новые потребности в сфере педагогической деятельности привели к необходимости модернизации системы образования. Одним из возможных путей дальнейшего развития этой области являются инновации, т.е. управляемые процессы создания, восприятия, оценки, освоения и применения педагогических новшеств. Это касается содержания образования, методов и форм обучения и воспитания, организации и управления работы образовательных учреждений и т.д. [1; 239]
Роль инноваций в педагогике чрезвычайно велика. Изобретая или осуществляя инновацию, автор пытается решить старую, уже назревшую проблему новым путем, чтобы найти выход там, где традиционная система образования на данный момент бессильна или малоэффективна. Педагогов – новаторов можно назвать первопроходцами, за которыми тянутся другие педагоги, а затем осваивают педагогическую «целину» с помощью нового инструментария.
Молодые, «только оперившиеся» педагоги потенциально более легко и свободно предлагают и используют инновационные идеи, чем учителя «старой закалки». Это объясняется тем, что у них еще совсем мало опыта педагогической деятельности, есть интерес ко всему новому, они легче воспринимают и обучаются современным информационным технологиям.
Бадагуева О.Р. выделила ряд компонентов готовности к инновационной деятельности:
1. Высокий уровень мотивации к изучению педагогики и положительное отношение к инновационной деятельности;
2. Наличие навыков самостоятельной работы с педагогической литературой;
3. Наличие знаний по педагогическим технологиям в школе и знание основных признаков инновационного процесса;
4. Творческий подход к учебной деятельности.
Наблюдая за осуществлением педагогического процесса, мы приходим к выводу, что в настоящее время в нашем вузе недостаточно условий для формирования полноценной готовности студентов – педагогов к инновационной деятельности.
Для восполнения данного пробела мы предлагаем использовать дисциплину «Моделирование авторской системы деятельности». На момент написания статьи нами корректируется программа данной дисциплины. Занятия будут проводиться в первом полугодии 2015 года у 4 курса факультета педагогики и психологии.
Курс направлен на решение следующих задач:
– Обучение студентов основам педагогического моделирования;
– Формирование высокого уровня мотивации к изучению педагогики и положительного отношения к инновационной деятельности;
– Развитие навыков самостоятельной работы с научной литературой;
– Обогащение знаний о педагогических технологиях и методике их использования, получение опыта их использования в педагогическом процессе;
– Развитие креативности мышления.
На первых занятиях студенты пройдут комплексную диагностику по трем направлениям: уровень мотивации к занятию инновационной деятельностью, дидактический тест на знание педагогических технологий и методика диагностики креативности. На последнем занятии студенты проходят диагностику повторно для выявления эффективности курса. На основе полученных результатов будет написана статья для публикации в педагогическом журнале.