Современная система высшего профессионального образования должна обеспечивать обучающихся не только фундаментальными и специальными знаниями, но и определенными навыками творческого и инновационного решения нестандартных задач. А эти навыки формируются через активное участие студентов в исследовательской работе. Но, зачастую, студенты представляют исследовательской только работу, включенную в учебный процесс (выполнение исследовательских заданий на занятиях, выполнение курсовых и дипломных проектов). Для решения данной проблемы необходим комплексный подход на основе методологической и организационной работы в условиях научно-образовательной среды вуза. Новые формы и технологии организации исследовательской работы, представленные в проекте, будут способствовать популяризации научной работы среди молодежи и позволят сформировать высокий уровень исследовательских и проектных компетенций. К реализации проекта привлекаются ведущие ученые, научные сотрудники, психологи.
Целью проекта является развитие научного потенциала студентов в условиях научно-образовательной среды вуза.
Реализация проектаосуществляется через серию мероприятий и акций: научных школ, мастер-классов по повышению публикационной активности обучающихся, тренингов, научно-популярных лекций ведущих ученых, конференций, конкурсов на лучшую научную работу и инновационный проект. Предусматривается проведение оценки деятельности участников проекта: составление рейтинга их научной активности, выявление, поддержка и стимулирование талантливой молодежи.
В рамках научного марафона «Прикоснись к науке» для студентов 1 курса организуются научно-популярные лекции ведущих ученых, интеллектуальные игры, открытые лаборатории, презентации деятельности студенческих научных обществ.
С целью формирования мировоззренческой и методологической культуры молодого исследователя, овладения навыками и умениями в сфере организации научного труда, патентоведения, работы с электронными ресурсамипроводитсяШкола молодого ученого. В рамках школы организуются тренинг развития креативности имастер-класс «Твоя первая публикация», направленный на обучение студентов технологии написания научной статьи, подготовку доклада для выступления на конференциях и семинарах самого различного уровня.
Результаты проводимых исследованийстуденты представляют на межвузовской научной конференции «Сохранение и развитие культурного и образовательного потенциала Ивановской области».
На базе научной студенческой проблемной лаборатории по социально-педагогическому и социально культурному проектированию организуются обучающие семинары «Мой проект».
Разработанные проекты студенты и аспиранты могут представить на конкурс научных работ и проектов «Твоя инновационная идея», который проводится среди студентов вузов Ивановской области в целях:выявления и привлечения студенческой молодежи, ориентированной на исследовательскую деятельность, к решению актуальных проблем науки и практики;развития у студентов интереса к научному наследию по основным научным направлениям;активизации научно-исследовательской работы студентов в области гуманитарных наук;содействия процессам формирования лидеров образования, способных к проектированию инноваций и их реализации.
На заключительном этапе проекта подводятся итоги работы, составляется рейтинг научной активности студентов. Студенты с высоким рейтингом номинируются на получение Специальных стипендий и рекомендации для обучения в магистратуре и аспирантуре.
Положительными результатами данного проекта являются: овладение студентами методологической культурой при проведении научных исследований; увеличение числа студентов, занимающихся научными исследованиями; повышение публикационной активности студентов;овладение студентами технологией проектирования; создание студенческого научного общества «MIRANDA»; увеличение числа студентов, победителей Всероссийских и международных олимпиад и конкурсов; внедрение значимых инновационных разработок в различные сферы Ивановской области.