Сегодня человек все более отчетливо осознает сложность своего конфликта с законами природы, как в системе внешних взаимодействий, так и в сфере личной жизни. Ученые Н.А. Бердяев, Н.Н. Моисеев, А. Швейцер, А.Д. Урсул, Г.П. Ягодин и др. неоднократно указывали на опасность духовного кризиса, когда интеллект, вышедший из-под контроля нравственности, становится мощным разрушителем гармонии мира. Этот процесс сопровождается распадом социальных идеалов, утратой смысла жизни, ужесточением отношений к природным объектам, ростом прагматизма и агрессивности во взаимоотношениях между людьми. Не понимая и не чувствуя связи «всего со всем», человек отчуждается от окружающей действительности.
Требования общества к личности сегодня имеют совершенно иной статус взаимодействия. Эколого-педагогическая общественность настаивает на том, что особый упор во взаимоотношениях «человек – природа» необходимо уделить не просто охране природы и рациональному её использованию (И.Д. Зверев, А.Н. Захлебный), но оптимальному с ней взаимодействию в целях сохранения и восстановления биологического, социального и культурного равновесия (А.М. Галеева).
На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия природы с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе они, погубят себя. А для того чтобы это не случилось надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. Начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования отмечено, что социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы [4].
Л.В. Моисеева отмечает, что экологическое развитие дошкольника достигается при взаимодействии всех компонентов экологического сознания, которыми являются эстетико-экологические чувства, восприятие и мышление, экологические знания и отношения, чувства сопричастности и единения с природой как универсальной общечеловеческой ценностью и которые являются интегративным целым [3].
В.А. Зебзеевой выделен набор существенных признаков, свидетельствующих об экологическом развитии личности ребенка: комплекса экологических новообразований: сенсорных, перцептивных, репродуктивных, имаженитивных, мыслительных, вербальных, волевых, эмоциональных, психомоторных и др. Они обусловливают направленность жизнедеятельности личности, интерес, активность в освоении природы, положительное отношение к природе, экологически целесообразное поведение и накладывают свой отпечаток на ее мировоззрение и формирующееся сознание [2].
Следовательно, экологическое развитие ребенка может пониматься как процесс, который происходит тогда, когда:
– ребенок сам, проявляя активность, взаимодействует с миром;
– характер этой активности определяется субъективно свободным отношением личности;
– педагогическое влияние ориентирует воспитанника на определенное отношение к социальным ценностям;
– педагогическое сопровождение и весь процесс взаимодействия с ребенком производится на уровне современной культуры и в соответствии с целью воспитания.
Е.В. Гончарова определяет социально-экологический идеал как идеальное состояние во взаимодействии природы и общества, заключающееся в согласованности между экологическими представлениями, гуманно-ценностным отношением к природе, мотивами, носящими социально-экологический характер, а также природоохранной деятельностью [1].
Результаты констатирующего этапа эксперимента по изучению сформированности социально-экологического идеала у детей старшего дошкольного возраста свидетельствуют о недостаточно высоком уровне: 50 % детей имеют низкий уровень сформированности социально-экологического идеала; 35 % детей имеет средний уровень и 15 % имеют высокий уровень сформированности социально-экологического идеала.
Нами была предложена технология формирования социально-экологического идеала у детей старшего дошкольного возраста, целью которой явилось формирование социально-экологического идеала у детей старшего дошкольного возраста. Технология составлена на основе программы «Детство» Т.И. Бабаевой. Материал распределен по блокам: «Осень», «Растения», «Птицы», «Рыбы», «Зима», «Животные», «Весна», «Насекомые», «Человек охраняет природу».
Непосредственно образовательная деятельность по данной технологии строится в виде бесед на тему природы. Они помогают детям правильно строить свои отношения с природой, по-новому взглянуть на знакомые явления, добиться больших успехов в освоении знаний о природе. Дети знакомятся с живой и неживой природой, многообразием живых существ, их развитием, ростом, размножением, приспособлением к среде обитания. Эмоционально откликнуться на красоту природы помогут художественные произведения писателей-классиков.
Технология даёт детям не только определенную систему знаний, умений и навыков, но и позволяет сформировать у них познавательный интерес к миру природы, воспитывать элементы экологического сознания, ответственное и гуманное отношение к окружающей среде, бережное и заботливое отношение к природе, нетерпимость к случаям нарушения правил общения с природой.
Технология формирования социально-экологического идеала у детей старшего дошкольного возраста
№ |
Наименование темы, раздела |
Тема занятия |
Методы и формы |
1 |
Человек охранят природу |
Человек и природа |
Беседа с детьми, чтение художественной литературы; выполнение упражнений; игровая деятельность |
Учитесь жалеть и беречь. |
Беседы, рассказы детей из своей жизни, игровая деятельность |
||
Что такое Красная книга? Для чего она нужна? |
Беседа с детьми, чтение художественной литературы |
||
2 |
Осень |
Осень золотая |
Беседа с детьми, чтение художественной литературы; игровая деятельность, наблюдение, рассматривание картин |
Осенние заботы животных и птиц |
Беседы, рассказы детей из своей жизни, игровая деятельность |
||
Осенние хлопоты человека |
Игра-беседа |
||
Викторина «Осень» |
Выполнение заданий в группах |
||
3 |
Птицы |
Подарим птицам нашу доброту. |
Беседа с детьми, чтение; игровая деятельность, рисование |
Экскурсия в парк «Наблюдаем за птицами» |
беседа с детьми, чтение художественной литературы |
||
Тайны птичьего мира |
Игра-путешествие |
||
4 |
Животные |
Дикие и домашние животные |
Беседа с детьми, чтение художественной литературы; моделирование |
Не мучайте животных! |
Беседа с детьми, чтение художественной литературы; ролевая гимнастика, игровая деятельность, рисование |
||
Животные разных стран и Челябинской области |
Беседа с детьми, чтение художественной литературы; игровая деятельность |
||
5 |
Зима |
«Покормите птиц зимой» |
Наблюдение |
Зимовье зверей |
Беседы, рассказы детей из своей жизни, игровая деятельность |
||
6 |
Рыбы |
Рыбье царство |
Чтение художественной литературы; игровая деятельность |
7 |
Растения |
Растения-легкие Земли. Как растут растения? |
Беседа с детьми, чтение художественной литературы |
Где растения любят жить? |
Беседа с детьми, чтение художественной литературы; эксперимет |
||
Зеленая аптека |
Труд в природе, наблюдение |
||
8 |
Весна |
Весна-красна. Кто больше всех радуется весне? |
Беседа с детьми, выполнение упражнений, чтение; игровая деятельность, досуг |
Первоцветы. Охрана цветов. |
Беседа с детьми, выполнение упражнений, чтение; наблюдение; игровая деятельность |
||
О чем поют птицы весной? |
Беседа с детьми, выполнение упражнений, чтение; игровая деятельность; целевая прогулка |
||
9. |
Насекомые |
Кто такие насекомые? |
Беседа с детьми, выполнение упражнений, чтение; игровая деятельность |
Наш живой уголок. |
Беседа по теме; составление рассказа; чтение о домашних животных; трудовая деятельность |
||
Земля – наш общий дом |
Развлечение |
Для формирования социально-экологического идеала у детей старшего дошкольного возраста педагог должен заострять внимание на том, что животные требуют постоянного ухода, иначе они погибнут. Разные животные требуют и различных условий содержания. Воспитатель должен объяснять, напоминать и контролировать выполнение требований к содержанию животных. Если позволяют условия, летом на даче или в сельском детском саду целесообразно создать небольшой животноводческий дворик, где бы дети ухаживали за кроликами, козленком, домашней птицей. Труд по выращиванию молодняка побуждает детей к систематическим наблюдениям и регулярному уходу за домашними животными.
В технологии нами были использованы такие методы и формы как беседа, чтение художественной литературы, уделялось внимание исследовательской деятельности детей - проведению опытов, наблюдений, экскурсий. Большое значение придавалось ведущей форме деятельности дошкольников - игре экологического и природоведческого содержания.