На протяжении всей истории развития человеческой цивилизации проблема взаимодействия человека и природы является одной из наиболее актуальных и вместе с тем противоречивых проблем. Сложившаяся в современном мире экологическая ситуация побуждает к переоценке и новому сознанию всех возможных форм взаимодействия людей между собой, взаимодействие с тем миром вещей, в котором мы живем, и, конечно же, – с окружающей природой, т.к. именно природа является источником развития человека – интеллектуального, физического, духовного.
Проблема формирования ценности природы многоаспектна. Она рассматривается как в философско-социологических работах (С.Ф. Анисимова, А.Г. Здравомыслова, В.И. Сагатовского, В.П. Тугаринова, Л.П. Фоминой, М.И. Бобневой, О.И. Зотовой, В.Л. Оссовского, Ю. Письмака, П.И. Смирнова, В.А. Ядова и др.), так и в психологических работах (Б.Г. Ананьева, Г.Е. Залесского, А.Н. Леонтьева, В.Н. Мясищева, С.Л. Рубинштейна, Н.В. Ивановой, Э.А. Несимовой, и др.). В этих работах рассматриваются различные аспекты проблемы ценности природы: дается определение самого понятия «ценности природы», рассматриваются их структура и виды, поднимаются вопросы о степени их развития, особенностях становления. Кроме того, учеными обосновывается тезис о том, что именно ценность природы составляют ядро личности и характеризуют уровень ее развития в целом.
Основы современного подхода к изучению ценности природы у дошкольников представлены в работах Н.А. Асташовой, В.Д. Ермоленко, Н.С. Николаевой, Е.А. Подольской, Н.А. Рыжовой, Л.В., Е.А. Хачикян, А.Д. Шестакова и др.
В своей работе мы выделяем следующие аспекты понятия ценности природы:
Эстетическая ценность природы. Общение с природой вызывает у человека положительные эмоции и чувства: он получает удовольствие от красоты растений и животных, от приятных звуков – пения соловья, стрекотания кузнечика; от нежного запаха цветов. Особую радость человек испытывает, общаясь с детенышами животных, наблюдая за их веселым поведением, созерцая прелесть цветущих растений. Красоту природы люди отражают в различных изделиях и произведениях народного искусства (создают игрушки в виде животных; используют растительные элементы в различных видах художественной росписи – хохломской, гжельской, городецкой, в плетении кружев, создании рисунка на ткани);
Познавательная ценность природы. Человек учится у природы. Его наблюдения помогают придумывать и создавать необходимые для жизни и деятельности предметы. (Наблюдение за солнцем, он придумал лампу; увидев паутину – нитки, клешни рака – ножницы; по аналогии с грибами сделал зонт.)
Нравственная ценность природы. Общение с природой развивает человека нравственно. Замечая состояние живых существ, заботясь о них, помогая в удовлетворении потребностей, человек сам становится лучше, добрее, человечнее. Совершая по отношению к живому негуманные, плохие поступки, человек может вырасти злым, жестоким.
Таким образом, понятие ценность «природа» можно определить как осознание детьми значимости объектов природы для жизни человека, удовлетворение познавательных, нравственных, эстетических потребностей средствами природы, умение взаимодействовать с ней, ее охранять и преумножать.
Психолого-педагогическими исследованиями доказано, что дошкольный возраст является наиболее благоприятным для развития у детей правильного взаимодействия с окружающим миром, естественной частью которого является природа (Л.И. Божович, Р.С. Буре, Н.Ф. Виноградова, В.Г. Гревцова, Р.И. Жуковская, А.В. Запорожец, С.А. Козлова, Н.Н. Кондратьева, Т.А. Маркова, В.Г. Нечаева, С.Н. Николаева и др.).
Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка - это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. Достижением первых семи лет является становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности.
В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей. У детей по мере развития любознательности, познавательных интересов мышление все шире используется детьми для познания окружающего мира, которое выходит за рамки задач, выдвигаемых их собственной практической деятельностью. Ребенок начинает ставить перед собой познавательные задачи, ищет объяснения замеченным явлениям. Дошкольники прибегают к своего рода «экспериментам» для выяснения заинтересовавших их вопросов, наблюдают явления, рассуждают о них и делают выводы.
Целью нашего исследования было изучить уровень развития ценности «природа» у детей старшего дошкольного возраста в практике ДОУ. Критерии развития ценности «природа» у детей старшего дошкольного возраста: 1) знание о мире животных; 2) знания о растительном мире; 3) знания о временах года; 4) отношение к миру природы (автор С.Н. Николаева). На основе представленных методик нами было проведено исследование, в ходе которого были получены следующие результаты.
1. Знание о мире животных: Высокий уровень знаний о жизни диких животных и их детенышах показало 30 % детей. Они различают и называют при рассмотрении картинок диких животных, их детенышей, птиц, рыб. Выделяют характерные особенности строения животных, их внешнего облика. Узнают основные признаки типичных представителей разных групп животных.
60 % детей имеют средний уровень. Дети допускают незначительные ошибки при различении и назывании диких животных, их детенышей, птиц, рыб. Не всегда выделяют характерные особенности строения животных, их внешнего облика. Называют не все признаки типичных представителей разных групп животных или называет их с помощью наводящих вопросов взрослого. Допускают неточности.
10 % детей имеют низкий уровень знаний. Дети часто допускают ошибки при различении и назывании диких животных, затрудняются в выделении особенностей строения животных, их внешнего облика. Не могут назвать детенышей диких животных. Не могут назвать признаки типичных представителей разных групп животных (животные, птицы, рыбы).
2. Знания о растительном мире: Показали, что 70 % детей имеют средний уровень. Данные дети допускают незначительные ошибки в называниях отличительных признаков деревьев, травы, цветов.
Различают березу и ель, затрудняются в назывании отличительных признаков березы и ели, называют их с помощью наводящих вопросов.
30 % детей имеют низкий уровень знаний. Дети затрудняются в названии видов растений: деревья, трава, цветы. Различают березу и ель, не могут назвать отличительные признаки.
3. При определении времени года: 60 % детей имеют средний уровень развития, т.к. данные дети иногда затрудняются назвать их в нужной последовательности, в основном знают характерные признаки каждого времени года, но иногда допускают незначительные ошибки. 40 % детей показали высокий уровень развития, т.к. правильно называют времена года. Знают характерные признаки каждого времени года. Замечают и называют состояние погоды, явления природы (тепло, холодно, идет дождь, снег, светит солнце, дует ветер), их взаимосвязь (солнце – светло, тепло; нет солнца – пасмурно).
4. Отношение к миру природы: Исследование показало, что 10 % детей полными предложениями отвечают на вопросы. Знают, как нужно ухаживать за домашними животными, за обитателями уголка природы. Проявляют интерес, выражает свое отношение к животным, растениям, эмоционально. Приводят примеры из жизни. 50 % детей отвечает на поставленные вопросы. В основном знает, как нужно ухаживать за домашними животными, за обитателями уголка природы. Выражает свое отношение к животным, растениям с помощью наводящих вопросов взрослого; 40 % детей не знают как ухаживать за домашними животными.
6. Умение называть и различать овощи и фрукты, место их произрастания (сад, огород) позволили определить, что 10 % детей справились с заданием безошибочно, остальным 90 % потребовалась помощь воспитателя.
7. При определении умения определять состояние погоды 10 % детей имеют высокий уровень, 50 % детей справляются с заданием с помощью педагога; 40 % детей не справились с заданием.
8. Умение называть и различать ягоды и грибы показало 10 % детей (высокий уровень), 70 % детей – средний уровень и 20 % детей – низкий уровень.
Результаты констатирующего этапа эксперимента свидетельствует о том, что только 10 % детей правильно ответили на поставленные вопросы, они имеют высокий уровень развития ценности «природа» у детей младшего дошкольного возраста. 50 % детей имеют средний уровень и 40 % детей – низкий уровень развития ценности «Природа» у детей младшего дошкольного возраста. Результаты констатирующего этапа эксперимента свидетельствуют о недостаточно высоком уровне развития ценности «Природа» у детей старшего дошкольного возраста, что свидетельствует о необходимости проведения целенаправленной работы по данной проблеме.