Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

1 1
1 Nosov Magnitogorsk State Technical University

Актуальность изучения данной проблемы обусловлена тем, что среди наиболее часто встречающихся трудностей в поведении и развитии детей дошкольного возраста, можно выделить нарушения поведения (агрессивность, вспыльчивость, пассивность, гиперактивность).

Проблема вспыльчивости особо актуальна на современном этапе развития общества. Педагоги обращают внимание на то, что в детском саду многие дошкольники во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками проявляют вспыльчивость, вербальную и физическую агрессию. Чтобы понять причины таких негативных проявлений у дошкольников, необходимо разграничить понятия вспыльчивость и агрессивность. Если своевременно вспыльчивому ребенку не будет оказана помощь, то такой ребенок может стать агрессивным.

Исследования показывают, что вспыльчивость и агрессивность, сложившаяся в детстве, остается устойчивой чертой и сохраняется на протяжении дальнейшей жизни человека. Как агрессивный, так и вспыльчивый ребенок, раздражаясь, испытывает психоэмоциональное напряжение, которое приводит к нарушению психического здоровья и эмоционального благополучия. На становление вспыльчивости и агрессивного поведения большое влияние оказывает также и характер наказаний, которые обычно применяют родители в ответ на проявления гнева у своего ребенка.

Основные современные направления развивающей и коррекционной работы проявлений вспыльчивости занимались такие ученые, как А.В. Семенович, Н.М. Пылаева, Т.В. Ахутина, Я.Л. Обухов, Н.Я. Семаго, А.Л. Сиротюк и др.

Вспыльчивость относится к эмоциональной сфере развития ребенка.   Толковый словарь русского языка С. Ожегова так трактует это свойство характера: легко раздражающийся, склонный к горячности. Иными словами, вспыльчивость – крайняя эмоциональность, выплескивание негативных эмоций, неумение конструктивно выражать и сдерживать их.

Исследования, посвященные изучению эмоционально-волевого развития личности ребенка дошкольного возраста, проводились многими отечественными и зарубежными учеными и исследователями Г.М. Бреслав, В.К. Вилюнас, А.В. Запорожец, К.Э. Изард, Я.З. Неверович, П.В. Симонов, А.Д. Кошелева, Н.Л. Кряжева, Н.М. Матяш, Т.А. Павлова и др., ученые связывают возникновение проблем в эмоционально-волевой сферы ребёнка с дефицитом прежде всего положительных эмоций и волевого усилия.

Содержательные аспекты эмоциональности отражают явления и ситуации, имеющие особую значимость для субъекта. Они неразрывно связаны со стержневыми особенностями личности, ее нравственным потенциалом, направленностью мотивационной сферы, мировоззрением, ценностными ориентациями, сознательным волевым управлением. Содержательные аспекты волевой сферы выражаются в способностях человека, проявляющихся в самодетерминации и регуляции им своей деятельности и различных психических процессов.

К трем годам эмоциональное развитие ребенка достигает такого уровня, что он может вести себя практически безупречно. То, что дети способны к так называемому образцовому поведению совсем не означат, что оно всегда будет таким. У детей, дошкольного возраста нередки проявления недовольства, выражающиеся в виде слез, истерик и крика. Хотя для старших дошкольников истерики не так характерны, как для детей более младшего возраста, у них сильны самоощущение и желание независимости, если четырехлетний ребенок в споре аргументирует с помощью речи, то ему незачем впадать в истерику. Но если взрослый не ответит малышу на интересующий его вопрос: – А почему я должен? – вот тогда, может случиться срыв. Когда четырехлетний ребенок очень устал или перенес полный напряжения день, его поведение скорее напоминает поведение ребенка более младшего возраста. Такое поведение должно являться сигналом взрослому, что в данный момент на ребенка навалилось слишком много, чтобы он мог вытерпеть, в такие моменты ребенку особенно нужны ласка, утешение и возможность некоторое время вести себя так, как если бы он был младше.

Комплекс условий по профилактике и коррекции вспыльчивости – это комплекс упреждающих мер, направленных на предотвращение вспыльчивости у ребенка. Двумя ключевыми процессами, главными для профилактических мероприятий являются факторы риска и факторы защиты. Специалисты говорят о том, что в жизни человека бывают обстоятельства, которые могут способствовать развитию поведенческих расстройств; эти обстоятельства называют факторами риска. В то же время имеется ряд других факторов, которые удерживают человека от нарушений, и они называются защитными факторами. Если в жизни человека факторы риска оказываются сильнее защитных факторов, то существует вероятность того, что он будет подвержен развитию поведенческих расстройств [1]. Факторы риска – средовые, биологические, психологические силы и силы, связанные со взаимодействием с окружающей средой и ведущие к повышенной вероятности поведенческого нарушения.

Вероятность развития поведенческого нарушения резко возрастает с увеличением числа факторов риска. Одни факторы риска являются общими для широкого круга эмоциональных и поведенческих проблем, тогда как другие оказывают более специфическое влияние.

Факторы риска, играющие важную роль в развитии поведенческих и эмоциональных проблем в детском возрасте: генетика, трудный темперамент, неадекватные родительские навыки, антисоциальные группы равных, плохой родительский мониторинг, социоэкономическое неблагополучие и средовая депривация (недостаточное удовлетворение потребностей).

Содержание, принципы, функции педагогической системы профилактики и коррекции вспыльчивости приобрели в настоящее время субъектно-ориентированный, технологический характер.

Среди условий по профилактике и коррекции вспыльчивости у детей старшего дошкольного возраста можно выделить следующие:

1. Учет основных принципов воздействия профилактической системы и полифункциональности педагогической системы (Е.И. Гаспарова, Ю.М. Орлов).

В основу содержания положена личностно-развивающая, субъектно-ориентированная технология профилактики вспыльчивого поведения у дошкольников. К принципам построения профилактики вспыльчивого поведения относятся: непрерывности воздействия профилактической системы, полифункциональности педагогической системы, положительного воздействия социокультурной среды, нейтрализации агрессивной реакции, технологичности педагогической системы профилактики, национально-культурной идентичности, субъектности.

2. Необходимо учитывать основные направления профилактики и коррекции вспыльчивого поведения дошкольников (Н.Ю. Синягина): обучение детей способам выражения гнева в приемлемой форме; отработка навыков общения; обучение детей способам саморегуляции, самообладания.

Формирование позитивных качеств личности (эмпатии, доверия к людям и др.) В настоящее время существует достаточно способов и методов коррекции детской вспыльчивости. Но, следует отметить, что не всегда соблюдаются педагогические условия, необходимые для коррекции детской вспыльчивости. Порой, применение педагогами и родителями наказаний, порицаний или наоборот, поощрений за агрессивные поступки ребенка приводят к плачевным результатам.

3. Использование игровых технологий в профилактике и коррекции вспыльчивости. Психолого-педагогическая обусловленность этого выбора определяется исследованиями Л.С. Выготского,  Д.Б. Эльконина, А.С. Спиваковской,  А.И. Захарова, которые подчеркивают, что при планировании коррекционных мер приоритетное внимание должно уделяться    ведущей в данном возрасте деятельности – игре. Использование игры в психологической и психотерапевтической практике получило название игротерапия. По определению М.И. Чистяковой игровая терапия – это метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. В его основе лежит признание того, что игра оказывает сильное влияние на развитие личности. Цель использования игровой терапии – не менять и не переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.

В современной отечественной науке технологии использования элементов игротерапии представлены в исследованиях А.В. Захарова, М.И. Чистяковой, М.Э. Вайнер, Г.А. Широковой, Л. Костиной.  

Психолог и разработчик методов иготерапии М. Панфилова сделала вывод о том, что с помощью игры можно научить детей правильно строить диалог, влиять на психику малышей, убавлять из гиперактивность и агрессию.  Автор предлагает примерные планы игровой терапии с детьми и родителями, описывает терапевтические и развивающие игры, знакомит с приемами и методами взаимодействия взрослых с гиперактивными, тревожными, агрессивными детьми.

4. Одним из условий является консультирование родителей по проблеме вспыльчивости и агрессии. Только тогда, когда воздействие на ребенка происходит комплексно, то процесс профилактики и коррекции вспыльчивости у детей происходит успешно. В большинстве случаев рекомендуется проводить специальные семинары для родителей (не реже раза в месяц) и индивидуальные встречи (раз в неделю). В рамках родительских собраний рекомендуется приглашать специалистов (врачей, психологов). Индивидуальные беседы с родителями должен проводить сам педагог.

Основными рекомендациями для родителей могут быть следующие:

1. Воспринимайте вспыльчивость ребенка как крик о помощи, как беспомощность. Ребенок просто не знает, как ему справиться с этой ситуацией, и потому проявляет такие эмоции.

2. Учтите, что сангвиники и холерики более склонны к вспыльчивости. Но меланхолики, например, чаще ее выражают в плаксивости.

3. Не кричите на ребенка в ответ во время его вспыльчивости. Говорите с ним спокойно и уверенно.

4. Не вешайте на ребенка ярлыки «плакса», «псих-одиночка» и т.п. Не говорите: «Замолчи!».

5. Научите ребенка выражать эмоции словами. Покажите, что слова способны изменить ситуацию, а просто эмоции – нет. Если ребенок еще не умеет говорить, научите выражать свои эмоции звуками (р-р-р) или движениями (пробежка на месте).

6. Не допускайте, чтобы ребенок просто прятал в себе эмоции, чтобы они не спровоцировали психосоматические заболевания. Научите ребенка рисовать свои негативные эмоции и потом разрывать эти рисунки на мелкие кусочки.

7. Играйте в позитивные обзывалки. Для обзывания допустимы только хорошие слова: морковка, редиска и т.п. Если ребенок говорит грубое слово, просим его придумать два других, позитивных слова.

Итак, детская вспыльчивость принимает вполне очевидные формы капризность, злость или плаксивость. Причинами для таких эмоций может быть любая мелочь, потому воспитание вспыльчивого ребенка требует особого подхода и создание условий для профилактики и коррекции этого процесса.