Несмотря на усиление внимания государства к проблеме сохранения здоровья, современная социально-экономическая ситуация в России, в условиях перехода к рыночной экономике и стиль жизни приводит к массовой алкоголизации, наркотизации, росту заболеваемости СПИДом и другим катастрофическим изменениям в состоянии здоровья молодежи. В этой связи становится понятным что выживание, а тем более устойчивое развитие российского общества, вряд ли, возможно в условиях современного сознания нашего молодого поколения с его низкой готовностью к здоровому образу жизни. Актуальность педагогической ориентации молодежи на здоровый образ жизни не вызывает сомнений, так как и в школах, и вузах проводимые традиционные подходы к ориентации личности на здоровый образ жизни не дают желаемого результата[5]. Достаточно обратиться к показателям состояния здоровья подрастающего поколения. По данным Минсоцразвития России, показатели здоровья школьников в настоящее время неутешительные. Общая заболеваемость детей в возрасте до 14 лет за последние пять лет возросла на 16%, юношей и девушек в возрасте 15-18 лет - на 18%, лишь 10% выпускников общеобразовательных учреждений России могут быть отнесены к категории здоровых» [6].
Важной проблемой стало стиль жизни и здоровье не только учащихся и студентов современной средней и высшей школы, но и стиль жизни, и здоровье педагогов – носителей культуры для обучающихся. В такой ситуации проблема педагогической ориентации студентов – будущих педагогов на здоровый образ жизни и их ориентационные установки становится главной в реализации здоровьесберегающих принципов в учебно-воспитательном процессе. Причин неблагополучия в здоровье человека много, но основная причина в неправильном образе жизни. Способствовать сохранению здоровья должен определенный образ жизни, формирование потребности в его соблюдении, воспитание у молодежи правильной системы ценностных ориентаций. Студенческий возраст наиболее значим в плане профилактических воздействий, так как именно в этом возрасте еще возможен отказ от вредных привычек - основы будущих заболеваний, и именно в этом возрасте заканчивает формироваться ценностная структура личности, которая может быть основой процессов саморазвития и самооздоровления личности будущего педагога.[4]
В качестве основных факторов, обуславливающих феномен ориентации личности на здоровый образ жизни, признаны, прежде всего, ценности и потребности общества. Здоровье как ценность и потребность в правильном образе жизни находятся на первых местах в общей структуре ценностной ориентации личности. Только в этом случае мы можем ожидать от молодежи правильного поведения и сохранения здоровья нации в настоящем и будущем. Что касается воспитания, необходимо отметить, что человеку с молодого возраста должна быть привита культура и навыки сохранения и укрепления здоровья. Это, прежде всего, обусловленный стилем мышления, поведения, ценностными установками правильный образ жизни, ибо здоровье в большей степени зависит от образа жизни. При воспитании готовности к здоровому образу жизни у студентов необходимо обращать внимание на формирование потребности в здоровом образе жизни, а также на практическое вовлечение студента в деятельность по самооздоровлению [2, 4-8].
Критерии готовности студента к здоровому образу жизни – это отличительные признаки готовности студента вести здоровый образ жизни. Выделено пять основных критериев готовности личности вести здоровый образ жизни.
1. Наличие у студента осознанной цели вести здоровый образ жизни.
2. Позиция «взрослого» у студента по отношению к своему здоровью.
3. Желание студента самосовершенствоваться.
4. Интерес студента к валеологической информации
5. Выраженность деятельности по самооздоровлению у студента, о чем можно судить по соблюдению им здорового образа жизни.[7]
Уровни ориентации студентов на здоровый образ жизни отражают достигнутые студентами уровни культуры самосохранения здоровья, а также степень соблюдения ими здорового образа жизни
Структурными компонентами готовности личности к здоровому образу жизни являются высокая валеологическая культура и здоровый образ жизни. Готовность студента к здоровому образу жизни – это результат процесса его педагогической ориентации на здоровый образ жизни.[3, 22-25]
Валеологическая культура студента – это уровень культуры самосохранения его здоровья. Её определяют отношение к собственному здоровью, уровень духовности, развитие волевых качеств, валеологических умений и способностей. Последнее требует, прежде всего, знаний основ валеологии, как науки о здоровье человека, его резервах и путях его сохранения и укрепления. Важное место в комплексном подходе к здоровью занимают факторы здорового образа жизни.
Наше исследование было направлено на выявление уровня ориентации студентов на здоровый образ жизни. С этой целью мы, прежде всего, попросили студентов ответить на вопрос: «Какие факторы здорового образа жизни вы знаете?» В опросе принимали участие 148 студентов Ставропольского государственного педагогического института в возрасте 18-19 лет.
Результаты ответов о знании основных факторов здорового образа жизни были следующими:
затруднились ответить – 22 %, знают один фактор – 44%, знают 2, 3 фактора – 29% и знают 4, 5 факторов – 5% из числа опрошенных
20% респондентов ответили верно, завысили долю этого фактора 58%. В то же время 18% студентов значительно занизили реальный показатель и 4% респондентов затруднились ответить
На вопрос какую долю, по данным Всемирной организации здравоохранения, составляет образ жизни, с точки зрения сохранения здоровья результаты были следующими:
Анализ полученной информации в ходе первого этапа исследования ориентации студентов на здоровый образ жизни свидетельствует о том, что имеющиеся у студентов знания не достаточны для их использования в повседневной жизнедеятельности. С педагогической точки зрения студентам не хватает поисково-познавательной активности для их пополнения и расширения. Решению данной задачи служит наука валеология- наука о формировании, сохранении, улучшении и коррекции здоровья индивидуума [1, 398].