Одна из ключевых проблем образования - это качество и содержание образования. ФГОС указывает, что одним из механизмов обеспечения качества образования является развитие личности обучающихся. Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральной программе «Развитие образования» на 2013-2020 годы качество российского образования должно соответствовать меняющимся запросам населения и перспективным задачам развития российского общества и экономики.
Таким образом, сегодня обществу нужны инициативные, самостоятельные специалисты, способные постоянно совершенствовать свою личность и деятельность. Но всего этого невозможно добиться без заинтересованности самих учащихся в содержании учебно-познавательного процесса.
Ни один ребенок не приходит в школу неудачником, а школа может сделать его таковым. Большинство детей интуитивно осознают себя полноценными личностями независимо от того, в какой семье они растут, и кто их окружает. Ребенок, идя в образовательную организацию, надеется добиться признания и рассчитывает заслужить любовь и уважение со стороны учителей и одноклассников. Крушение этого светлого оптимизма - самая серьезная проблема обучения. Ребенок приходит в школу преисполненный желанием учиться. Так почему же он теряет интерес к учебе? Причин множество, но наиболее очевидна проблема сопряжения социально-личностных смыслов учащихся с культуросообразными смыслами. Очень важно понимать и приспосабливать потребности и интересы детей, их личностный опыт к организации и содержанию учебного процесса, тем самым мотивировать учащихся к учению.
Решить проблему сопряжения смыслов, найти ту «золотую середину», что станет мотивацией учащихся к учению, способствуют методы и технологические операции создания ситуации успеха в рамках личностно-ориентированного урока.
Проблеме уделяли и уделяют внимание, как современники, так и педагоги, и психологи прошлых лет. К.Д. Ушинский в своей работе «Труд в его психическом и воспитательном значении» пришел к выводу, что только успех поддерживает интерес ученика к учению. В.А. Сухомлинский утверждал, что учебное заведение должно стать для ребенка школой радости. А.Р. Белкин твердо убежден, что если лишить ребенка веры в себя, трудно надеяться на его «светлое будущее».
В середине 20 века представители гуманистической психологии К. Роджерс, А. Маслоу, А. Комбс, Р. Мей, В. Франкль, Р. Берне разработали «Я-концепция», согласно которой причины поведения людей заключается в их эмоциях, убеждениях, ценностях и устремлениях. И, очевидно, что школьное обучение будет успешным, только если учитывается реальная «Я-концепция» учащегося любого возраста. Эти идеи под названием «личностный подход» разрабатывали российские и белорусские педагоги и психологи К.А. Абульханова, И.С. Кон, А.В. Мудрик, В.В. Давыдов, Я.Л. Коломинский, И.С. Якиманская и другие. В результате были сформулированы суть и основные принципы личностно – ориентированного урока.
Педагогических технологий основанных на личностно-ориентированном подходе множество: педагогика сотрудничества, технология саморазвивающего обучения, технология уровневой дифференциации, развивающего, игрового, проблемного обучения и другие. Но особое место в решении проблемы сопряжения личностных и культуросообрзных смыслов принадлежит модульной технологии личностно - ориентированного образования В.В. Шогана, которая позволяет открыть в детском сознании осмысление, переживание и волевое участие относительно сущности смысла и событийности исторического или общественного явления.
Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха. Технологические операции создания успеха предполагают: снятие страха; авансирование успешного результата; внесение мотива; персональная исключительность; высокая оценка детали; скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности; мобилизация активности или педагогическое внушение. Нельзя забывать и о методах дифференцированного обучения, а также использование педагогом в учебно- воспитательном процессе коллективных форм обучения.
Наиболее очевидно методы и операции создания ситуации успеха проявляются в рамках личностно-ориентированного урока, который позволяет успешно реализовать «три кита» учебной мотивации: ощущение самостоятельности процесса поиска знаний, ощущение свободы выбора и ощущение успешности (компетентности).
В рамках личностно-ориентированного обучения целостное, реально предстающее перед субъектом содержание образования складывается из двух элементов: 1) дидактически переработанного социально-культурного опыта, существующего независимо от процесса обучения в виде учебно-программных материалов (образовательный стандарт); 2) личностного опыта, приобретаемого на основе субъект-субъектного общения и обусловленных им ситуаций, проявляющегося в форме переживания, смыслотворчества, саморазвития. Таким образом,
- Образование – это не только обучение (воспитание), но и учение как особая индивидуальная деятельность ученика.
- Ученик не становится субъектом обучения, а им изначально является как носитель субъектного опыта (в обучении происходит «встреча» заданного с уже имеющимся субъектным опытом, обогащение, «окультуривание» последнего, а вовсе не его порождение).
- Субъектность (индивидуальность) проявляется в избирательности к познанию мира (содержанию, виду и форме его представления), устойчивости этой избирательности, способах проработки учебного материала эмоционально-личностном отношении к объектам познания (материальные и идеальным).
Переживание как способ существования личностного опыта предполагает и адекватные ему субъект-субъектные формы учебного взаимодействия: общение-диалог, игровое мыследействие, рефлексию, смыслотворчество. Учебная задача решается на личностном уровне, когда переживается как жизненная проблема, что, в свою очередь, мобилизует и развивает мощные структуры интеллекта.
Таким образом, нельзя не согласиться с К.Д. Ушинским, что «учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения хотя бы она черпалось из лучшего источника, убивает в учении охоту учиться… Нужно сделать учебную работу насколько возможно интересной и не превращать эту работу в забаву».