Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

1 1
1

Реорганизация Союза Советских Социалистических Республик и возникновение на его территории суверенных государств постсоветского периода побудило законодателей этих стран активно разрабатывать свое национальное уголовно-процессуальное законодательство.

Особое и важное по своей значимости место в этой работе занимает институт защиты участников уголовного судопроизводства и мера по обеспечению безопасности личности - использование псевдонимов.

Как осуществляется, в настоящее время, этот процесс в области защиты участников уголовного судопроизводства, с использованием псевдонимов в различных зарубежных правовых институтах?

В период разработки УПК РФ (2001 г.) было немало противников включения в кодекс такой меры безопасности, как участие свидетелей и потерпевших в уголовном процессе под псевдонимом. Тем не менее согласно ч.9 ст.166 УПК РФ использование псевдонимов стало возможным в досудебном производстве. Состояние и проблемы данной меры по обеспечению безопасности личности в российском законодательстве является предметом отдельного рассмотрения.

Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь содержит главу 8 (Меры по обеспечению безопасности участников уголовного процесса и других лиц), где в подпункте 1 пункта 1 статьи 66 УПК РБ установлена процессуальная мера безопасности - неразглашение сведений о личности. Данная мера заключается в изменении фамилии, имени, отчества, других анкетных данных, изменений сведений о месте жительства и работы (учебы) в заявлениях и сообщениях о преступлениях, материалах проверок, протоколах следственных и судебных действий, а также иных документах органов, ведущих уголовный процесс, путем замены этих данных иными (выделено автором). Подлинные данные, образец подписи, который будет использоваться в документах защищаемого лица, и постановление о применении данной меры безопасности незамедлительно направляются органом предварительного расследования прокурору, осуществляющему надзор за предварительным расследованием, и хранится им по правилам секретного делопроизводства (п.1 ст.67 УПК РБ).

Производство следственных действий с участием защищаемого лица в ходе предварительного расследования, а также его допрос в судебном заседании могут осуществляться вне визуальной видимости других лиц, в том числе находящихся в зале судебного заседания, или с применением мер, обеспечивающих неузнаваемость защищаемого лица, о чем делается отметка в протоколе следственного действия или судебного заседания (п. 2 ст. 67 УПК РБ).

Применение меры обеспечения безопасности в Украине осуществляется на основании Уголовно-процессуального кодекса Украины, утвержденный Законом Украинской ССР от 28 декабря 1960 года (введен в действие с 1апреля 1961 года) на основании статьи 52 УПК (Неразглашение сведений о лице, в отношении которого осуществляются меры безопасности).

Данной нормой закона установлено, что неразглашение сведений о лице, взятом под защиту может обеспечиваться путем:

1) ограничения сведений о нем в материалах проверки (заявления, объяснения и т.п.), до возбуждения уголовного дела;

2) в протоколах следственных действий, в ходе производства по возбужденному уголовному делу;

3) в судебном заседании.

Орган дознания, следователь, прокурор, суд (судья), приняв решение о применении мер безопасности, выносит мотивированное постановление (определение) о замене фамилии, имени, отчества лица, взятого под защиту, псевдонимом. Далее в процессуальных документах указывается только псевдоним, а настоящие установочные данные указываются лишь в постановлении (определении) о замене анкетных данных. Это постановление (определение) к материалам уголовного дела не прилагается, а хранится отдельно в органе, в производстве которого находится дело.

В случае замены фамилии лица, взятого под защиту, псевдонимом из материалов уголовного дела изымаются протоколы следственных действий и другие документы, в которых указаны достоверные сведения об этом лице, и хранятся отдельно, а к материалам дела прилагаются копии этих документов с заменой настоящей фамилии псевдонимом. Сведения о мерах безопасности и лицах, взятых под защиту, являются информацией с ограниченным доступом. На документы, содержащие такую информацию, не распространяются правила, предусмотренные частью 2 статьи 48

(Обязанности и права защитника), статьей 217(Ознакомление потерпевшего, гражданского истца и гражданского ответчика с материалами дела), статьей 218 (Объявление обвиняемому об окончании следствия и предъявление ему материалов дела) и статьи 219 (Права защитника при ознакомлении со всеми материалами дела) УПК Украины.

Разглашение сведений о мерах безопасности должностным лицом, принявшим решение о применении таких мер, лицом, осуществляющим эти меры, должностным лицом, которому это решение стало известно в связи со служебным положением, а также самим лицом, взятым под защиту, повлекшее причинение вреда здоровью защищаемого лица - уголовно наказуемо (ст.381 Уголовного кодекса Украины).

Законодательством Украины, в развитие, к рассматриваемой статье УПК принят Закон Украины «Об обеспечении безопасности лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве», в котором (ст.15) установлено, что могут применяться следующие дополнительные способы:

1) проведение опознания лица вне визуального наблюдения опознаваемого (часть 4 статьи 174 УПК Украины);

2) невключение в список лиц, подлежащих вызову в судебное заседание, действительных анкетных данных о защищаемом лице (пункт 5 статьи 253 УПК Украины);

3) вызов защищаемого лица в суд исключительно через орган, осуществляющий меры безопасности;

4) наложение временного запрета на выдачу сведений о защищаемом лице адресным бюро, паспортной службой, подразделениями государственной автоинспекции, справочной службой автоматической телефонной станции и другими государственными информационно-справочными службами.

В УПК Молдавии предусматривается постановление оправдательного приговора, если доказательством виновности подсудимого являются только показания лиц, данные под псевдонимом. Анкетные материалы с данными о личности защищаемого свидетеля хранятся по правилам секретного делопроизводства (часть 3 статьи 110 УПК Молдавии).

Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан (далее – РК) в качестве других процессуальных мер безопасности свидетелей, подозреваемых, обвиняемых и других лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве, членов их семей и близких родственников применяется ограничение доступа к сведениям о защищаемом лице (подпункт 2 пункт 1 статьи 100УПК РК). Ограничение доступа к сведениям о защищаемом лице состоит в изъятии из материалов уголовного дела сведений об анкетных данных лица и хранении их отдельно от основного производства, использовании этим лицом псевдонима. Отделенные от основного производства материалы могут быть доступны для ознакомления только органу, ведущему уголовный процесс. Другие участники процесса могут знакомиться с ними лишь с разрешения органа, ведущего уголовный процесс, при даче подписки о неразглашении указанных сведений. Процессуальные действия с участием защищаемого лица в необходимых случаях могут производиться в условиях, исключающих его узнавание (пункт 3 статьи 100).

По ходатайству свидетеля, стороны обвинения, а также по собственной инициативе в целях обеспечения безопасности свидетеля и его близких суд вправе вынести постановление о допросе свидетеля:

1) без оглашения данных о его личности с использованием псевдонима;

2) в условиях, исключающих его узнавание;

3) без визуального наблюдения его другими участниками судебного разбирательства (пункт 2 статьи 101 УПК РК). Председательствующий вправе запретить производство видео-, звукозаписи и иных способов документирования допроса, удалить из зала судебного заседания обвиняемого, представителей стороны защиты (пункт 3 статьи 101 УПК РК). Показания свидетеля, допрошенного судом в отсутствие кого-либо из участников процесса или вне их визуального наблюдения, оглашаются председательствующим в суде в присутствии всех его участников, без указаний сведений об этом свидетеле (пункт 4 статьи 101 УПК РК).

Изучение вышеприведенного порядка обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства с использованием псевдонима в зарубежных странах постсоветского периода весьма интересно по следующим обстоятельствам:

1. Российское уголовно-процессуальное законодательство является динамичной наукой, отвечающей потребностям обеспечения безопасности личности в условиях модернизации общества и государства. Постсоветские зарубежные государства имеют общий «фундамент» – Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР и с учетом национальных особенностей, финансовых возможностей, а также других заслуживающих внимание обстоятельствах, каждая страна имеет свои мнения о путях развития института обеспечения безопасности личности и весьма особенного метода – использование псевдонима, осуществляя свои конкретные законодательные решения.

2. Можно с удовлетворением утверждать, что зарубежные законодатели более основательно, чем их российские коллеги исследовали метод использования псевдонимов в уголовном процессе и законодательно закрепили в своих уголовно-процессуальных кодексах и детализировали в сопутствующих данной теме законах.

3. Заслуживает внимания и возможного заимствования опыт зарубежных процессуалистов о возможности применения псевдонима до возбуждения уголовного дела и дальнейшего его активного использования на всех последующих стадиях уголовного процесса.

4. Отдельно подлежит исследованию вопрос хранения подлинных данных защищаемого лица (по правилам секретного делопроизводства, либо простым способом хранения отдельно в органе, осуществляющего производство по уголовному делу).

5. Коллизионными остаются процессуальные вопросы получения доказательств по делу, при осуществлении допросов при использовании псевдонимов для различных процессуальных участников.

6. Необходима регламентация порядка сообщения стороне защиты установочных данных о лице, использующего псевдоним, а также вопросы использования доказательств, сообщенных лицом, использующим псевдоним при постановлении приговора и др.

Рассмотренная тема является актуальной, востребованной и окончательно не урегулированной для всех участников уголовного процесса, затрагивающей вопросы обеспечения безопасности личности в уголовном судопроизводстве и она должна применяться при условиях реальной угрозы жизни и здоровью его участника, при условии тщательной законодательной регламентации.