Изучение сетевых сообществ, формируемых в сети Интернет, является третьим поколением в стадии изучения медиаудиторий. Впервые термин сетевое сообщество был введён двумя исследователями Ян ван Дейком и Мануэлем Кастельсом, который стал отправной точкой для качественно нового, сетевого этапа в становлении сетевого сообщества (network of networks) [4, 5, 7]. Термин виртуальное сообщество введен Говардом Рейнголдом в 1993 г. в исследованиях сетевого сообщества Whole Earth 'Lectronic Link (WELL) в Сан-Франциско, США.
Вслед за Розиной И.Н. рассмотрим вовлеченность пользователей в сетевые (онлайновые, виртуальные, электронные) сообщества. В зависимости от используемых критериев выделяют разные типы сетевых сообществ, например, по целям объединения: свободного доступа в компьютерные сети (FreeNets, Fido); локальные сетевые (community network); пользователей MOO/MUD; поддержки (support communities); зрительские, создаваемые почитателями (audience community); медиа, формируемые создателями веб-сайтов медиа-индустрии (media communities) и кольца веб-сайтов (Web rings), формируемые для облегчения поиска информации и обмена информационными ресурсами. Представляют интерес сообщества, формируемые по интересам (community of interest), члены которого обмениваются мнениями по поводу событий, на которые они не оказывают непосредственного влияния, и сообщества обмена знаниями (community of practice), члены которого вовлечены в совместную деятельность (термин введен Э. Венгером) [2, c.392].
Несмотря на то, что произошёл некий культурный прорыв в техногенном развитии социальных сетей на мировом уровне, существует мнение о том, что объединение и контактирование людей в онлайн режиме под воздействием развития и расширения сетей Интернет является беспринципным, иллюзорным, хаотичным. Некоторые европейские учёные становят под сомнение влияние Интернета на развитие виртуального сообщества. Они полагают, что Интернет несёт некую разрушающую силу на межличностные отношения в контактируемых группах. Однако если просканировать сетевые ресурсы, можно наблюдать такую картину, как объединение людей, их желание в совместном творчестве, обсуждение назревающих вопросов, волнующих разные сферы жизнедеятельности людей, зависит не только от территориального их отдаления, но урегулирования в этих же сообществах политических, религиозных, экономических вопросов.
В подтверждение вышесказанному обратимся к работе Розиной И.Н. Она считает, что наиболее важным преимуществом, которое предоставляют сетевые сообщества, является доступ к информации, потребность в которой детерминирована сложными социальными ситуациями, когда необходим поиск источников информации для решения различных проблем, как, например, с работой, карьерного и профессионального роста, с миграцией и эмиграцией. Другим преимуществом этих сообществ можно считать возможности сотворчества, креативности, которые развиваются вместе с сервисами Интернета от оффлайновых/онлайновых технологий до создаваемых совместными усилиями Интернет-ресурсов (блоги, вики, подкасты, P2P) [2, c.393].
О пользе виртуальных сообществ можно наблюдать на любом сайте, где идёт продвижение продукции. Люди сами заинтересованно вовлекаются обсуждения назревших вопросов. Автор статьи сообщает о том, что «самая важная цель при создании сообщества — объединить как можно больше членов. С одной стороны, это происходит за счет того, что предприятие может обращаться к точно определенной целевой группе и представлять себя в качестве компетентного партнера для ищущих информацию, предлагая коммуникационную платформу и возможности для обмена опытом. С другой стороны, предпринимателю выгодно, чтобы продолжительность пребывания на страницах сообщества была бы более длительной по сравнению с обычными веб-страницами, поскольку сведения и реклама могут значительно лучше восприниматься посетителями.
Генерирование потребительских данных помогает создавать изменяющиеся барьеры. Наблюдая за коммуникацией в виртуальном сообществе, предприятие может узнать о недостатках своей продукции и пожеланиях. Такие сведения помогают усовершенствовать ее, предложение предприятия постоянно оптимизируется и нацелено на потребности клиентов. На основе членского профиля автоматически происходит составление индивидуального выбора продукции. В конечном счете, взаимодействие сообщества может согласовываться на профилях пользователей по их индивидуальным пожеланиям.
Разнообразные сведения, размещаемые на «досках объявлений», частных домашних страницах и в чатах сообщества, всегда интересны новичку. Впоследствии уже они наполняют сообщество дальнейшим содержанием» [3].
До недавнего времени образовательные сайты прилагали усилия привлечения участников к самообразованию. Разрабатывали бонусы, гранты за достижения обучающихся. Картина складывалась не всегда перспективной. Были среди участников и те, кто избирательно относился к выполнению заданий. И таких участников нельзя было назвать представителями виртуального сообщества, их условно называли лёкерами.
Автор статьи Евдокимова М.Г. применила транслитерацию к этому слову: «лёкер». «По-английски традиционно «luker» называли человека, который представлял угрозу для общества или совершал противоправные действия. Однако сейчас этот термин широко используется в зарубежной технической литературе. Чаще всего «лёкерами» в современной Интернет-терминологии называют участников дистанционных курсов (обсуждений), которые уклоняются от ответов, комментариев, ссылаясь на ряд факторов или вовсе не ссылаясь на них. Чем вызвано такое поведение – это спорный вопрос [1., 91-92].
Быть «лёкером» может быть каждый пользователь Интернет. G. Salmon (Salmom, 2000) определяет данное явление как естественный психологический этап усвоения материала в дистанционном обучении.
Он предлагает свою классификацию типов «лёкера»:
– первый тип – это тот, который проникает в Интернет-пространство, знакомится с материалами, без комментариев выходит из него (the freeloader);
– второй тип автор называет «губкой» (“the sponge”) и характеризует его как ленивого студента, который «когда-нибудь и разместит свой комментарий, сделает свой вклад в общее дело»;
– и, наконец, третий тип (The luker with initial skills or access problem) испытывает технические трудности, у него недостаточно навыков, чтобы обучаться дистанционно [1, 91-92].
Ситуация в корне поменялась. Сейчас по принципу продвижения продукции, а образование стало также коммерческим продуктом, формируются образовательные сайты для вовлечения как можно большего количества участников образовательного процесса. Так, в МГЛУ на сайте belca.islu.ru можно насчитать 26 виртуальных сообществ, которые не формально функционируют, а дают возможность интерактивному включению в процесс всех членов этого сообщества. Специфика этих сообществ настолько разнообразна, что можно судить о широких интересах студенческой молодёжи, которые являются представителями новой киберкультуры.