Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

1 1
1

Образ человека в культуре рубежа середины ХХ веков испытывает значительные трансформации. В сфере гуманитаристики привлекают научный интерес процессы и явления, не вписывающиеся в рациональную модель человека культуры модерна. Как пишет Иванов А.А., «связано это было с процессами дезинтеграции устоявшихся форм личностной идентичности и с актуализацией алогичных форм мировосприятия и иррефлективных уровней психики» [1]. Основным свойством практик культивирования таких психических состояний можно считать их отклонение от рационального порядка мышления. Поэтому они с трудом поддаются объективному научному рассмотрению. Французский писатель и мыслитель Жорж Батай, рефлексируя над собственным художественным опытом таких состояний, использовал термин гетерогенное. В понятие гетерогенного Батай вкладывал формы переживаний, легшие в основу художественного опыта сюрреалистов. В силу того, что сам предмет исследования буквально находится «за пределами определений», обозначить гетерогенное как четкую дефиницию почти невозможно. Сходные процессы актуализации иррациональности происходили в русской культуре начала ХХ века. В контексте понимания гетерогенного важен отказ от личностной идентичности. Популярность и актуальность этой идеи для русской интеллигенции начала ХХ века и культуры середины ХХ века демонстрирует «психологическую готовность или предрасположенность к практикам измененного сознания» [1]. Такие действия обычно сопровождаются аберрациями телесного поведения и трансгрессивным экстатическим опытом. Разрушение границ личности мотивируется приобщением в некоторой над- или вне-субъективности. Социальный эффект такой мотивации воплотился впоследствии в идее «искупительной жертвы», самопожертвовании личности ради всеобщего блага. Эта идея прослеживается в отношении русской интеллигенции к революционным событиям и к условиям жизни в советском государстве.