Фотопортрет – это дискретная мимолётность встречи мастера и модели
Вячеслав Сергеечев
Сейчас уже и нельзя назвать первые рисунки, на которых наши далёкие предки пытались изобразить окружающий их мир. Многое уничтожило время, что-то, возможно, ещё не открыто, но факт остаётся фактом- люди всегда стремились к запечатлению того, что им казалось важным. Сначала это были схематические изображения сцен охоты и портретов людей, отпечатки ладоней.
В пещере на западе Франции обнаружено самое древнее из всех известных изображение человеческого лица. Портрет, написанный 27 тыс. лет назад, обнаружил спелеолог-любитель Жерар Журди в пещере Вильоннер рядом с городом Ангулем.[1]
История портрета развивалась стремительно: каждая наступавшая эпоха развития человеческой жизни вносила что-то свое-новое, как бы не говорили историки, застоя не было, всегда развитие.
Хотя предпосылки для ее появления были ещё при появлении камеры-обскуры, а это XIII-XIV столетия. Развитие науки 19 века, когда все человечество жило в ожидании перемен, повлекло за собой открытие новых возможностей для запечатления окружающего мира- появилась фотография.
Это был совершенно новый способ получения изображения, который открывал огромные возможности. При этом бытует мнение, что фотография это убийца изобразительно искусства, но как не отметить, что многие художники эпохи Ренессанса использовали принцип фотографии, в том числе и Леонардо да Винчи. А в середине XVI столетия итальянский ученый Джованни Баттистаделла Порта, написал эссе о том, как можно использовать камеру-обскуру, чтобы облегчить рисование [2].
Развитие фотографии привело к усовершенствованию фотоаппаратов и популяризации этого направления в искусстве. Важной вехой в становлении современной фотографии был период поп-арта иконой, которого, конечно же, был Энди Уорхол. Начало 1960-х годов было временем перемен, вызова, провокации и открытий в мире, и именно тогда стали говорить о культуре в массах, культуре, которая встречалась бы везде. Уорхол называл поп-арт – «это любовь к вещам», он создавал свои картины из вырезок из газет, вещей, которые встречались в жизни постоянно, фотографий, к которым у него было особое отношение: «Я не верю в искусство, но верю в фотографию». Знаменитый портрет М. Монро, напоминает появление первых русских фотографий-крашенок, которые просто раскрашивались кисточкой [3]. После Мерлин появился ещё ряд фотографий знаменитостей и знаменитый и прославившийся на весь мир суп Кэмпбелл.
Уорхол одним из первых применил трафаретную печать как метод для создания картин. Первоначально в своихшелкографиях использовал свои изображения, нарисованные от руки. Позже, с помощью проектора, он транслировал на холст уже фотографии и вручную обводил изображение. Это было стремлением популяризации искусства.
Способ Уорхола заключался в следующем: на рамку натягивалась нейлоновая сетка. Само изображение на сетке создавалось путём контактного засвечивания. На сетку, пропитанную фотоэмульсией, накладывался диапозитив. Всё засвечивалось, как при фотопечати. На освещённых местах сетки фотоэмульсия полимеризовалась и становилась нерастворимой пленкой. Лишнее смывалось водой. Так создавалась матрица, то есть печатная форма. Её накладывали на бумагу или ткань, и наносили краску. Краска проникала через прозрачные участки сетки и создавала изображение. Таким образом, нанося специальным резиновым валиком чёрную краску, Уорхол исполнил основной контур своих самых известных произведений. Для многоцветной печати требовалось количество матриц, равное количеству цветов. Одного комплекта матриц хватало на большое количество изображений, таким образом, искусство стало коммерческим.
В 1960-х годах художник использовал для своего творчества фотографии, напечатанные в СМИ. С 1980-х годов, он делал снимки сам фотоаппаратом Полароид [4].
Образы, созданные Э. Уорхолом, служат и другим индустриям- кино, мода. Одой из коллекций Dior вдохновителем был «ранний» Энди Уорхол, а о его жизни и творчестве снят фильм. [5] Современные программы обработки фотографий дают возможность создать свой портрет в стиле Энди Уорхола.
Проанализировав информацию по данной теме, можно сказать, что изображение человека и портрета, в частности, никогда не теряла актуальности, а с появлением фотографии открылись новые возможности. Энди Уорхол уже в 60-80 годах создал свой аналог Photoshop, а его идея редакции фотографии пользуется популярностью и сейчас.Но всё ещё впереди и у фотографии большое будущее.