На территории Российской Федерации проживает более 180 различных народов и этических групп. Все народы имеют свою культуру, традиции, обычаи, но из-за усиливающейся ассимиляции (смешивание или поглощение одного народа другим) весь этот исторически накопленный багаж знаний, умений и навыков утрачивается. В результате чего, мы наблюдаем замещение культур, образа жизни, потерю самобытности этнических групп. Эта проблема актуальна и её решением занимаются на разных уровнях: государственном (закон «об образовании), региональном (организация центров народного быта), городском (проведение народных гуляний, ярмарок народных мастеров) и т.д..
Этнохудожественное воспитание школьников отражено в федеральном законе «об образовании в Российской федерации» (статья № 3), в Федеральном Государственном образовательном стандарте основного общего образования. Мы рассматриваем этнохудожественное воспитание как целенаправленный педагогический процесс приобщения школьников к народной художественной культуре. Народная праздничная культура, может рассматриваться как способ этнохудожественного воспитания школьников, т.к. изучая русские народные праздники, ученики знакомятся с традициями, обычаями и культурой своего Отечества, т.е. с художественной народной культурой.
В программах по изобразительному искусству для общеобразовательной школы тема народных праздников представлена незначительно и не даёт полного понимания народной культуры.
В рамках педагогической практики нами была проведена опытно-экспериментальная работа, посвящённая приобщению школьников к народной художественной культуре, конкретно – к народной праздничной культуре русского народа. Для этого была разработана программа для 5 класса общеобразовательной школы, которая рассчитана на 32 часа (1 урок в неделю), в ней предусмотрено изучение народной праздничной культуры совместно с различными жанрами изобразительного искусства: портретом, натюрмортом, пейзажем, бытовым жанром и т.д.
Программа базируется на дидактических принципах: наглядность; активность и сознательность обучения; системность и последовательность обучения; доступность и посильность; нацелена на этнохудожественное образование и воспитание лиц среднего школьного возраста через Русские народные праздники. Повышение интереса у подрастающего поколения к истории, традициям и быту Русского народа и призвана решать следующие задачи: приобщать школьников к богатому миру народной культуры,
обогащать знания о творчестве художников и народных мастеров, развивать творческие способности учащихся, способствовать формированию эстетического вкуса.
В рамках педагогической практики разработанная программа прошла частичную апробацию. Из констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы было выявлено, что начальный уровень знаний и умений школьников по теме народных праздников удовлетворительны.
Для их повышения уровня знаний и умений проводились занятия «Народный костюм», «Масленица – красна, весну нам принесла», «Широкая ярмарка», «Сороки – как народный праздник», «Ивана Купала». Благодаря этим занятиям школьники расширили свои знания не только по теме народной культуры, но и приобрели определённые знания по цветоведению, композиции. Дети развивали умения работать с графическими и живописными материалами и техниками, выполняли индивидуальную и коллективно творческую работу.
Проведя анализ и систематизацию полученных результатов констатирующего и итогового контроля, нами было выявлено повышение уровня знаний и умений школьников на 19 %. Этот результат подтверждает, что если в учебную программу по изобразительному искусству вводить занятия по знакомству с народной праздничной культурой, то это способствует личностному развитию школьников, влияет на общую культуру и воспитание школьников. Поэтому народная праздничная культура является средством этохудожественного воспитания школьников.