Во второй половине XVII века появились фрески и многофигурное иконное письмо в городах верхнего Поволжья, которое сначала было под сильным влиянием московской школы иконописания, но быстро освободившись от него, впитывая ряд западных новшеств, оно стало влиять на Московскую иконопись. Иным путем развивалось искусство Палеха. В ходе исследования были выявлены культурно-исторического особенности развития Палехского искусства, рассмотрены особенности перехода от иконописи к лаковой миниатюре и обратно – к иконописанию. С конца XVII века художественная культура Шуи и Палеха (Ивановская обл.) развивалась в ином ключе. Взаимно связанные территориально и экономически эти центры приобрели более сложную иконописную традицию, которая проникала с двух сторон: один путь через Холуй от Троице-Сергиевой лавры, другой - через Кинешму и Кострому с верхнего Поволжья. Шуйское предание говорит о первичности иконописного промысла в Шуе, а затем о перенесении его в XVIII веке в Палех. Предание не однозначно. С одной стороны, Палех упоминается в документах уже с XVII века и независимо от Шуи, с другой, расчищенные в Шуйском соборе иконы XVII века оказываются образцами, очень близкими к стилю раннего Палеха. Самостоятельный Палехский стиль иконописи, отличающийся филигранной тонкостью письма и обильным использованием золотой краски, окончательно оформился ко второй половине XVIII столетия и просуществовал до начала XX века. Известные события революции 1917 года привели к коренной ломке во всех сферах бытия, в том числе и социально- культурной. Невостребованность и отказ от иконописи, дали толчок развитию в 20-е - 30-е годы ХХ века нового вида народного декоративно-прикладного искусства – лаковой миниатюры. Палех расцвел новыми красками, на основе бережного отношения к иконописным традициям. 5 декабря 1924 семь палехских художников во главе с И.И. Голиковым объединились в «Артель древней живописи» и уже в 1925 палехские миниатюры с успехом экспонировались на Всемирной выставке в Париже. Неповторимое и изящное искусство палехской лаковой миниатюры основано на принципах древнерусской росписи и народного творчества. Пережив 40-е-60-е годы – время жесткого идеологического диктата, засилья, натуралистических тенденций искусство Палеха начало свое возрождение и не только в лаковой миниатюре с ее особенной декоративностью, но, что очень знаменательно – иконописи.