Об искусстве художественного украшения тканей много сказано и написано. Известно, что существуют, по крайней мере, два родственных вида художественного оформления текстиля – батик и набойка. Роспись ткани в технике «батик» издавна знакома народам Индонезии, Индии и др., но слово «батик» – (batik) – появилось в Европе с XX века. В переводе с индонезийского оно означает «капля воска» https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%BA – cite_note-2. Техника «батик» основана на том, что парафин, резиновый клей, а также некоторые другие смолы и лаки, будучи нанесёнными на ткань, не впитывают краску – или, как говорят художники, «резервируют» от окраски отдельные участки ткани. В ходе следования проанализированы ведущие виды художественного оформления текстиля в Ивановском регионе. Способ украшения тканей с использованием резервирования были известны на Руси еще в XII в, когда начала появляться так называемая ручная «набойка», в основе которого также лежит принцип резервирования ткани в определенных местах (элементы орнамента). Расцвет этого вида оформления тканей относится к XVIII-XIX вв. Набойка была широко распространена в Центральной России, в том числе, на территории называемой ныне Ивановской области., Искусство «набойка» – ручное ремесло, ставшее здесь одним из ведущих художественных промыслов, постепенно превратилось в фабричное ситце-набивное производство, утратив статус народного промысла. Но традиции остались, великолепные образцы русской набойки хранятся во многих музеях нашей страны: в Государственном историческом музее и Музее народного искусства в Москве, в Эрмитаже и Русском музее Петербурга, в музеях Иванова, Ярославля, Загорска, Костромы и многих других городов. Главная особенность ивановских ситцев – мелкоузорчатые цветочные орнаменты, «огурцы», орнаментальные «дороги». Сегодня ткани с мелким набивным рисунком, с колоритом, присущим старинным образцам, вновь востребованы. Их вторая жизнь реализуется в произведениях народных мастериц лоскутного шитья, пэчворка, текстильной куклы. Традиции художественного текстиля Ивановского края продолжаются и в батике. В Россию этот вид искусства пришел В 1910–1911 годах, однако в период революционной ситуации о нем забыли. Вновь появился батик уже в советское время – в 1930 году. Общепризнано, что в Иванове одна из ведущих отечественных школ батика, который отличается от московского и других своеобразием композиции, насыщенным цветом и интересными сюжетами, сочетание цветочных мотивов с геометрическими. Хочется надеяться, что традиции художественного текстиля и впредь будут сохраняться и развиваться, благодаря активному включению этого вида творчества в педагогический процесс самых разных уровней образования.