В последние десятилетия в публикациях по вопросам теории и методики обучения изобразительному искусству активно подчеркивается необходимость в поисках новых путей совершенствования системы обучения. Особого внимания заслуживают исследования, содержащиеся в трудах Т.Я. Шпикаловой, Л.В. Ершова и др.. Проблема развития декоративного творчества широко исследуется в работах Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева Б.М. Теплова, П.М. Якобсона и др. в единстве с вопросами всестороннего развития целостной, творческой личности, охватывающей интеллектуальную, эмоциональную, волевую, ценностно – ориентационную ее стороны. Есть прекрасное пособие, разработанное Г.М. Логвиненко, в котором раскрываются теоретические и практические особенности декоративной композиции.
Обучение декоративному рисованию с использованием приемов стилизации позволяет выявить склонности ученика к тому или иному пути создания художественных образов, а использование различных материалов и приемы изображения способствует развитию интереса к изобразительной деятельности и развитию творческой индивидуальности. Эта тема интересна и включена в программы учреждений дополнительного художественного образования, в частности ДХШ.
Ознакомление детей с произведениями декоративного искусства осуществляется непосредственно на уроках декоративного рисования в тесной связи с содержанием конкретного учебного задания, а не выделяется в специальные уроки-беседы о декоративном искусстве. Это позволяет ученикам более глубоко понять связь декоративного украшения вещи с ее практическим назначением, глубже осмыслить особенности декоративного узора, орнамента и, в конечном итоге, способствует более яркому, выразительному выполнению собственного рисунка.
Основой декоративного рисования являются изучение натуры, использование её форм, цвета в процессе творчества. Однако реальные формы для узоров творчески перерабатывают – стилизуют. Стилизация в искусстве имеет особый смысл, наполненный собственным содержанием, это намеренно обобщённое изображение того или иного предмета и придание ему какого-либо стиля. Обобщение заменяет реальный, привычный образ новым, в котором акцентируются характерные черты, с целью придать мотиву максимальную выразительность. Детей целесообразно знакомить с некоторыми основами стилизации (статика, динамика, ритм, контраст), со средствами выразительности (линия, пятно штрих, точка, волна), изучать основы цветоведения, давать понятия композиционного центра и равновесия.
При выполнении декоративной композиции есть возможность использовать разные материалы. Используя одно средство выразительности, можно создать очень необычную работу. А в другом случае можно прибегнуть к более нестандартным способам создания стилизованной композиции: использование нехудожественных материалов (воск, капающие свечи, краски смешанные с мылом и др.), рисование краской без кисти, при помощи рук, граттаж, использование различных природных материалов и т.д. Изображать можно чем угодно и применять различные способы, главное, чтобы подобные изобразительные эксперименты имели определенную декоративно-художественную задачу и вписывались в общую систему обучения.
Таким образом, обучение декоративному рисованию с использованием приемов стилизации способствует всестороннему развитию творческой личности ребёнка. Эта тема очень актуальна и интересна детям, поэтому включена в программы дополнительного образования в художественных школах, кружках, студиях. При помощи стилизации юный художник может творчески переосмыслить окружающую действительность, привнести в нее собственные мысли и чувства, индивидуальные оттенки, это очень притягивает и дает раздолье фантазии!