В настоящее время важным направлением в развитии ландшафтной архитектуры больших и малых городов является разработка современных способов формирования зон экологического комфорта в условиях уплотненной застройки. Одно из современных направлений экодизайна в городской среде, основанное на использовании новых эко-технологий, – это создание «вертикальных садов» или «зеленых стен».
Преимущества «зеленых стен» для уличного озеленения очевидны: они обеспечивают дополнительную звукоизоляцию, снижая уровень шума и силу ветра, обеспечивают фильтрацию воздуха, обогащая его кислородом, очищая от загрязнений и снижая концентрацию углекислого газа, повышают влажность окружающей среды, оказывают положительное психологическое и эмоциональное воздействие на людей, способствуют биоразнообразию в городской среде, маскируют неприглядные постройки, а также украшают стены домов и объемные конструкции, выступая в качестве декоративных элементов [1]. Кроме того, в условиях плотной городской застройки использование «зеленых стен» подчас является единственно возможным способом озеленения, поскольку они занимают вертикальные поверхности, экономя городское пространство.
Возможности применения «вертикальных садов» в городском озеленении очень обширны. Наиболее часто встречаются плоскостные композиции, декорирующие фасады домов, глухие стены, входы в общественные здания. Они совершенно преображают облик здания, придают ему новое решение и уникальность. Использование вертикальных стен в городском озеленении появилось не случайно – естественные природные композиции в местах с выраженным рельефом послужили прототипом создания «зеленых стен». Французский ботаник и дизайнер Патрик Бланк в восьмидесятых годах прошлого века разработал уникальную гидропонную технологию создания «вертикальных садов», основанную на использовании двух слоев полимерного войлока, натянутых на металлическую раму, крепящуюся к стене здания, в карманы которого высаживаются растения без субстрата. Такая технология позволила создавать «зеленые стены» любой площади, поскольку вес 1 м2 не превышает 30 кг, а толщина составляет несколько сантиметров [2]. Это поистине революционная технология за короткое время приобрела огромную популярность и стала уникальным инструментом для создания и оздоровления природной среды в условиях городов.
Наиболее известные проекты плоских «вертикальных садов», созданных Патриком Бланком: сад Астралия «Cite de I’Espace» (Тулуза, Франция, 2005), фасад музея на набережной Бранли (Париж, Франция, 2005), «вертикальный сад» Халлес авиньон (Наlles Аvignon, Кот д’Ивуаре, Франция), вертикальный сад Форума (Caixa Forum, Мадрид, Испания, 2007), площадь Испании Санта-Крус-де-Тенерифе (Тенерифе, Испания, 2007), фасад понтонного моста Макс Жювеналь (Pont Max Juvenal, Экс-ан-Прованс, Франция, 2008), масштабная композиция «Танец бабочки» в Национальном театре (Тайпэй, Китай, 2009), оформление фасада жилого дома (сад Pacha, Лондон, Великобритания, 2009), станция метро Авлабари (Тбилиси, Грузия, 2010), вертикальная стена из растений Саpital Land (Сингапур, 2011), фасад здания «Trio Building» (Сидней, Австралия, 2009), фасад отеля «Icon Hotel» (Гонконг, Китай, 2011) [3].
Одним из самых крупных на сегодняшний день вертикальных садов в мире стал сингапурский сад «Tree House», попавший в Книгу рекордов Гиннеса в 2014 году. Создатель этого сада компания City Developments Limited (CDL), являющаяся одной из крупнейших застройщиков в Сингапуре и Азии, установила новый рекорд вертикального сада. Это грандиозный 24-этажный вертикальный сад, общей площадью 2289 м2 расположен на стене здания кондоминиума компании. [4]
Современные технологии создания «вертикальных садов» позволяют использовать для этих целей не только плоские поверхности. Они обеспечивают возможность применять также объемные конструкции (колонны, арки, двусторонние панели с плоской или волнистой конфигурацией, абстрактные скульптуры, скульптуры животных и т.д.), устанавливаемые на улицах, площадях, у входов в здания, в парках и скверах.
Недавно в Мехико (Мексика), городе, который считался одним из самых неблагополучных и загрязненных городов мира, установлены три экологических зеленых скульптуры «VerdVX», выполненных в виде сложной формы прямоугольных арок по проекту архитектора Фернандо Ортиса Монастеро. Эти своеобразные «вертикальные сады» – одна из попыток очистить город, встать на путь возвращения к природе [5].
Другим примером создания объемных «вертикальных садов» является эко-инсталляция в Квебеке (Канада), созданная мастерами студии Asensio-Mah и учащимися Гарвардской высшей школы дизайна. Эта садовая скульптура, выполняющая функцию зонирования территории, имеет форму раскрытой гармони, в бетонные ячейки которой и по верхнему краю высажен зеленый мох, закрепленный в конструкции специальной сеткой [6]. Но самым масштабным проектом использования «вертикальных садов» стал уникальный комплекс Gardens by the Bay с футуристическими прибрежными садами, расположенный на 101 га и открывшийся в 2012 году в Сингапуре около залива Марина. Главной достопримечательностью и визитной карточкой этого комплекса стали оранжереи Cloud Forest и Flower Dome с «вертикальными садами», а также роща из 18 гигантских супердеревьев Supertrees высотой от 25 до 59 м, каждое из которых представляет собой самостоятельный вертикальный парк. Они сделаны из бетонного основания и стального ствола и кроны, в которые вмонтированы специальные панели для посадок растений. При этом используется 163 тысячи растений более 200 видов со всего мира – это лианы, орхидеи, папоротники и многие другие. Конструкция супердеревьев предусматривает сбор дождевой воды, а на некоторых из них установлены солнечные батареи, накапливающие энергию, которая в вечернее время применяется для освещения и иллюминации [7].
«Вертикальные сады» часто создаются с использованием сравнительно небольших мобильных конструкций (плоских или объемных) высотой 2-4 м. Особенно это актуально в странах с суровым климатом, где невозможно создание масштабных стационарных «вертикальных садов». При этом могут применяться как гидропонные технологии Патрика Бланка [2], так и использоваться фитомодули различных конструкций с облегченным субстратом [8] и их различные комбинации.
Для озеленения городов улиц, скверов, площадей, входов в кафе, магазины, кинотеатров, общественных центров часто применяют переносные модули, которые устанавливаются на летний период и выступают в качестве ярких цветовых акцентов на улицах городов. Это могут быть фитокартины на фасадах зданий из комнатных растений, однолетников, почвопокровных многолетников, а также объемные формы, имеющие форму шара, куба, колонны, пирамиды, наклонной стены, садовой скульптуры, вазы, цветка [9].
Таким образом, создание «вертикальных садов» становится все более востребованным и актуальным приемом озеленения современных городов. Оно позволит не только улучшить экологическое состояние городов и создать комфортную среду для жителей, но и сделать шаг навстречу природе.