Различные теории управления уже давно частично или полностью используются ведущими корпорациями в западных странах, но в Российских реалиях они хорошо функционируют только в теории. На практике же, в условиях сложившейся действительности, отечественные предприятия нуждаются в адаптированном симбиозе комплекса разнообразных методик. Ни одна школа управления в таких условиях корректно работать не будет. Вместе с тем, необходимо такое комплексное, всеобъемлющее решение, которое будет сочетать в себе не только синергию теории и практики управления, но еще и сможет быть безупречным инструментом в достижении целей предприятия.
Потребность в таком комплексном подходе испытывают топ менеджеры, которым для обеспечения долгосрочного существования и стабильного развития организации необходима мощная информационно-аналитическая, инструментальная и методическая поддержка, интегрированная в систему управления предприятием. Реализация такой концепции является базисом устойчивого функционирования промышленных организаций в условиях многофакторного воздействия окружающей среды.
В последние годы в научной литературе уделяется серьезное внимание контроллингу. В России крупнейшие предприятия, имеющие службы контроллинга, успели на практике доказать его успешность. Но, несмотря на возросшую актуальность как для крупных промышленных предприятий, так и для малого и среднего бизнеса, методики формирования и развития контроллинга еще не достаточно проработанны, а большинство менеджеров не понимают его сущности, роли и значения.
Итак, контроллинг – это ориентированная на перспективу система информационно-аналитической и методической поддержки руководства при реализации процессов планирования, контроля, анализа и принятия управленческих решений по всем функциональным сферам деятельности предприятия [2].
С помощью контроллинга как инструмента антикризисного управления, проводят информационно-аналитическое исследование как фирмы, так и ее окружения с целью реализации стратегии предприятия.
Исследование макроокружения является базовым процессом контроллинга, поскольку служит исходным ориентиром формирования и развития организации. Макроокружение – это элемент внешней среды организации, который формирует условия для ее функционирования, на которые организация не в силах воздействовать, а значит глубокое и всестороннее исследование макроокружения – основа успешного реагирования на возникающие трудности и неопределенности. Его высокая динамика стимулирует организацию постоянно меняться, стремясь повысить устойчивость и эффективность развития. Кроме того, для перехода на качественно новую ступень развития организации необходимо формировать цели, которые могут быть достигнуты при внедрении высоко инновационных инструментов, которые кроме того, будут соответствовать макроокружению.
Для анализа макроокружения преимущественно рекомендуют использовать PEST-анализ, SWOT-анализ и Метод сценариев [1, 2, 4].
PEST- анализ – это методика исследования макроокужения организации путем анализа Политических, Экономических, Социокультурных и Технологических факторов с применением экспертных оценок. Различные модификации предполагают дополнительное изучение правового, природно-географического, этнического и других факторов. Однако при завершении этого анализа менеджер получает лишь количественную оценку влияния факторов внешней среды. Безусловно, результаты анализа формируют некий набор параметров, которые должны быть приняты во внимание в первую очередь, но качественный анализ макроокружения исчерпываться одним лишь PEST- анализом не может.
Одним из наиболее широко используемых методов анализа макроокружения является SWOT- анализ. Этот метод описывается в большом количестве научной литературы. В то же время, эта методика в последнее время подвергается серьезной критике. По мнению ряда экономистов, SWOT-анализ дает очень приблизительные, поверхностные и статичные результаты, которые не могут быть исчерпывающими. SWOT-анализ – подобен инвентаризации тем, которые стоит более глубоко изучить [3]. На основе только SWOT- анализа, так же как и PEST-анализа, невозможно сделать какие-либо серьезные выводы, тем более подготовить эффективное управленческое решение. По мнению авторов, данную методику возможно использовать как продолжение вышеописанного PEST-анализа, который помогает экспертным путем выбрать самые влиятельные факторы макроокружения, то SWOT-анализ позволяет ответить на следующие вопросы:
1) Как использовать возможности?
2) Что препятствует использованию возможностей?
3) Что представляет наибольшую опасность?
4) Как снизить угрозы?
По мнению авторов, объединить данные, полученные посредством PEST и SWOT анализа, позволяет метод сценариев. Метод сценариев предполагает описание наиболее вероятных вариантов развития будущих ситуаций. Посредством привлечения экспертов, а также детального анализа макроокружения воссоздается несколько наиболее вероятных картин. Способы построения сценариев включают «мозговой штурм», технический или статистический анализ, а также детальное исследование объекта. Сценарий – это вариант развития объекта исследования. Для разработки сценариев привлекаются ведущие специалисты исследуемой области знаний, которые пользуются помощью специалистов по системному анализу при подготовке сценария:
Целесообразно разрабатывать следующие виды сценариев:
1) оптимистический прогноз;
2) пессимистический прогноз;
3) наиболее вероятный сценарий.
На основе разработанных сценариев, выделяются угрозы и возможные проблемы. Угроза – это вероятность наступления неблагоприятного события. Под проблемой, с точки зрения бизнеса, понимается ситуация, угрожающая стабильному развитию предприятия, которая при определенных обстоятельствах может привести к существенным потерям. Не каждая угроза вызывает проблему, но каждой проблеме предшествуют одна или несколько явных или скрытых угроз, повлекших различные негативные варианты развития событий. Таким образом, алгоритм анализа макроокружения может выглядеть следующим образом:
1) Выявление политических, экономических, социальных, технологических факторов макроокружения организации.
2) Экспертная оценка степени влияния выделенных факторов.
3) Определение направленности влияния и вероятности возникновения выбранных факторов экспертным путем.
4) Определение возможностей и угроз, а также сильных и слабых сторон предприятия на основе наиболее вероятных факторов макроокружения.
5) Вероятностная оценка использования возможностей, снижения угроз, выявления «узких» мест.
6) Построение сценариев влияния факторов макро -окружения на деятельность организации.
Анализ макроокружения, безусловно, не может дать конкретных успешных управленческих решений, однако, учитывая тот факт, что организация не в силах повлиять на факторы макроокружения, мониторинг изменения этих факторов позволит вовремя отреагировать на возникающие трудности и неопределенности и выявить дополнительные возможности.