Полученные при анализе динамических рядов экономических показателей характеристики используются для получения статистических прогнозов, под которыми понимаются статистические оценки состояния явления в будущих периодах.
Статистическое прогнозирование основано на предположении, что закономерность развития, основная тенденция, действующая в прошлом (внутри ряда динамики), сохранится и в будущем. Такое предположение называется экстраполяцией [5]. Теоретической основой распространения тенденции на будущее является инерционность социально-экономических явлений.
Следует иметь в виду, что экстраполяция в рядах динамики носит приближенный характер. Точность прогноза зависит от сроков прогнозирования: чем они короче, тем надежнее результат экстраполяции, так как за короткий период времени не успевают значительно измениться условия развития явления и характер его динамики [1].
Прогнозирование позволяет рассмотреть возможные альтернативы разработки финансовой стратегии, обеспечивающей достижение предприятием стабильного положения на рынке и прочной финансовой устойчивости.
С помощью метода экстраполяции получают два вида прогноза: точечные и интервальные. Точечный прогноз представляет собой конкретное численное значение уровня в прогнозируемый период (момент) времени. Интервальный прогноз – диапазон численных значений, предположительно содержащий прогнозируемое значение уровня.
В зависимости от того, какие принципы и исходные данные положены в основу прогноза, выделяют следующие методы экстраполяции (прогнозирования):
– на основе среднего абсолютного прироста ,
– на основе среднего коэффициента роста ,
– на основе аналитического выравнивания ряда.
Метод прогнозирования на основе среднего абсолютного прироста t1 применяется в том случае, если уровни изменяются равномерно (линейно).
Прогнозируемое значение уровня определяется по формуле:
где – экстраполируемый уровень; yn – конечный уровень ряда динамики; l – период упреждения прогноза (срок экстраполяции).
Прогнозирование по среднему коэффициенту роста применяется, если общая тенденция характеризуется экспотенциальной кривой. В этом случае экстраполируемый уровень определяется по формуле:
Прогнозирование на основе аналитического выравнивания является наиболее распространенным методом прогнозирования. Для получения прогноза используется аналитическое выражение тренда. Чтобы получить прогноз, достаточно в модели продолжить значение условного показателя времени от t1 до tn+1.
Интервальные прогнозы строятся на основе точечных прогнозов. Доверительным интервалом называется такой интервал, относительно которого можно с заранее выбранной вероятностью утверждать, что он содержит значение прогнозируемого показателя. Ширина интервала зависит от качества модели, т.е. степени ее близости к фактическим данным, числа наблюдений, горизонта прогнозирования и выбранного пользователем уровня вероятности и других факторов [5].
Интервальные прогнозы имеют значительные преимущества перед точечными – они учитывают вероятность свершения прогноза. Величина доверительного интервала определяется в общем виде так[5]:
,
где коэффициент tα является табличным значением t-статистики Стьюдента при заданном уровне значимости и числе наблюдений; σ – средняя квадратическая ошибка тренда, рассчитываемая по формуле:
,
где n – число уровней исходного ряда; m – число параметров трендового уравнения.
Для ряда динамики прогнозное значение Y принадлежит интервалу: .
Если построенная модель адекватна, то с выбранной пользователем вероятностью можно утверждать, что при сохранении сложившихся закономерностей развития прогнозируемая величина попадает в интервал, образованный верхней и нижней границей.
После получения прогнозных оценок необходимо убедиться в их разумности и непротиворечивости оценкам, полученным иным способом.
Применение метода экстраполяции для составления прогноза некоторых показателей компании ОАО «Ростелеком».
ОАО «Ростелеком» – одна из крупнейших в России и Европе телекоммуникационных компаний национального масштаба, присутствующая во всех сегментах рынка услуг связи и охватывающая более 34 млн домохозяйств в России.
Компания занимает лидирующее положение на российском рынке услуг широкополосного интернет-доступа (ШПД) и платного телевидения: количество абонентов услуг ШПД превышает 11,0 млн. а платного ТВ «Ростелекома» – более 7,8 млн пользователей, из которых свыше 2,5 миллиона смотрит уникальный федеральный продукт «Интерактивное ТВ».
Консолидированная выручка Группы компаний за 3 кв. 2014 г. составила 75,5 млрд. руб., чистая прибыль – 24,5 млрд. руб.
«Ростелеком» является безусловным лидером рынка телекоммуникационных услуг для российских органов государственной власти и корпоративных пользователей всех уровней.
Компания – признанный технологический лидер в инновационных решениях в области электронного правительства, облачных вычислений, здравоохранения, образования, безопасности, жилищно-коммунальных услуг.
В табл. 1 представлена динамика изменения ключевых показателей деятельности компании с 2008 по 2013 год.
Таблица 1
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
|
|
Выручка |
258 921 |
264 645 |
277 497 |
312 330 |
332 435 |
325 704 |
295 255 |
Чистая прибыль |
26 263 |
30 429 |
36 819 |
36 819 |
33 202 |
24 131 |
31 277 |
Активы |
414 603 |
403 180 |
449 229 |
513 381 |
567 190 |
560 972 |
484 759 |
Капитал и резервы |
198 133 |
217 411 |
221 498 |
231 198 |
238 832 |
199 756 |
217 805 |
Рис. 1
Построив тренды этих показателей (рис. 1), мы можем видеть, что в 2013 году все без исключения показатели, испытывавшие до этого рост, уменьшились.
Построим точечный прогноз на 1 год с помощью среднего абсолютного прироста ,
1. Вычислим средний абсолютный прирост
|
|
Выручка |
13356,6 |
Чистая прибыль |
-426,4 |
Активы |
29273,8 |
Капитал и резервы |
324,6 |
2. Вычислим прогнозные показатели по формуле на 1год вперед
|
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
Выручка |
258 921 |
264 645 |
277 497 |
312 330 |
332 435 |
325 704 |
339 061 |
ЧП |
26 263 |
30 429 |
36 819 |
36 819 |
33 202 |
24 131 |
23 776 |
Активы |
414 603 |
403180 |
449229 |
513 381 |
567 190 |
560 972 |
585 367 |
Капитал и резервы |
198 133 |
217 411 |
221 498 |
231 198 |
238 832 |
199 756 |
200 027 |
Теперь воспользуемся методами аналитического выравнивания ряда. В качестве инструмента будем использовать MS Excel [3], [6], [7], [8].
Построим модель регрессии Выручки (Y1)) от времени t (t =1, 2, …, 6). Рис. 2 и 3.
При прогнозировании целесообразно (по мере возможности) использование нескольких методов прогнозирования. Это повысит качество прогноза и позволит определить «подводные камни», которые могут быть не замечены при использовании только одного метода. Сравнивая полученные четыре модели, необходимо сделать выбор, учитывая не только количественные характеристики, но и содержательный смысл. Так, линейная модель является наилучшей с точки зрения адекватности и точности (значение критерия Дарбина-Уотсона, близкое к двум, свидетельствует об отсутствии автокорреляции остатков; средняя относительная ошибка аппроксимации меньше 3% свидетельствует о высокой точности модели). Однако прогноз по этой модели (рис. 1) не соответствует нашим представлениям о протекающем в данный момент времени процессе. Степенная модель и кубическая парабола больше отвечают нашим представлениям о будущем значении рассматриваемого показателя. Окончательный выбор модели всегда остаётся за специалистом, учитывающим не только числовые характеристики модели, но и влияние не учтённых в модели факторов, например, ожидаемый кризис экономики.