Экономические преобразования, имеющие место в России, определяют объективную необходимость пересмотра укоренившихся представлений о порядке финансирования и обеспечения необходимыми ресурсами современных социальных институтов, а также их рационального использования.
Основными финансовыми институтами по обеспечению социальными выплатами на сегодняшний день стали внебюджетные фонды, а их финансовой основой являются страховые взносы. В РФ на настоящий момент существуют следующие внебюджетные фонды – Пенсионный фонд, Фонд медицинского обеспечения и Фонд социального обеспечения. Совокупный основной тариф составляет 30% [1]. Практика последних лет показывает, что наибольшей проблемой Пенсионного фонда РФ в настоящее время является недостаточность денежных средств при достаточно высоком тарифе страховых взносов. В настоящее время формирование страховых взносов помимо прочего характеризуется увеличивающейся долей межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в ряде фондов, прежде всего в Пенсионном фонде. Поэтому необходимость совершенствования модели расчёта и взимания страховых взносов является на данный момент актуальной [2].
Страховые взносы – это платежи во внебюджетные фонды, которые начисляет и уплачивает работодатель с доходов своих работников. Сформированная на данный момент система обязательного социального страхования в РФ имеет основной страховой тариф в размере 30% от облагаемой базы и занимает достаточно весомую долю в налоговой нагрузки организации [3]. Организации вынуждены искать пути снижения уплаты страховых взносов. К сожалению, остаются и нелегальные способы снижения уплаты страховых взносов: неофициальное трудоустройство с выплатой зарплат в конвертах, использование «серых» выплат, при которых по бухгалтерии проводится только часть зарплаты сотрудника, и пресловутые налоговые схемы и др. Следовательно, эту проблему необходимо решать через разработку оптимального механизма исчисления и уплаты взносов.
Действующая практика исчисления страховых взносов свидетельствует о том, что на формирование доходов внебюджетных фондов оказывает влияет ряд факторов – внешних и внутренних. Основными составляющими внешних факторов являются на наш взгляд демографический фактор и фактор социальной ответственности организаций. В рамках внутренних факторов основными являются размер заработной платы работников и налоговая нагрузка организаций. Данные факторы могли бы стать основой нового механизма социального обеспечения работников в РФ.
Проведя анализ механизма формирования отчислений страховых взносов с целью пополнения доходной части внебюджетных фондов в РФ и принимая во внимание мировой опыт организации обложения взносами на социальное обеспечение, стоит отметить, что в основе европейской модели социального страхования лежит иной подход к формированию доходов внебюджетных фондов. Отличительным признаком действующей российской практики взимания страховых взносов можно считать исключение из участия в формировании доходов внебюджетных фондов самих получателей социальных пособий, т.е. физических лиц, осуществляющих трудовую деятельность. В Германии страховые взносы выплачиваются совместно наемным работником и его работодателем в равных соотношениях. А вот взносы на страхование от несчастного случая на производстве выплачиваются в полном объеме работодателем. Работодатель несёт ответственность по ежемесячному отчислению всех взносов в больничные кассы, которые перераспределяют поступившие средства в соответствующие социальные фонды и Федеральное агентство по труду [4].
Исходя из вышеизложенного можно вынести вопрос для обсуждения совершенствования механизма взимания страховых взносов как основу формирования доходной части внебюджетных фондов РФ посредством перераспределение социальных отчислений между хозяйствующими субъектами и физическими лицами в эффективном соотношении. Данное соотношение можно было бы регулировать в зависимости от возраста работника, заработной платы работника, его стажа, выбранного лечения и др.факторов. Новый механизм должен содержать в себе отлаженную систему администрирования страховых взносов со стороны государства и социальной ответственности со стороны организации.
Таким образом, предлагаемая модель формирования доходов внебюджетных фондов РФ посредством отчисления обязательных страховых взносов, основанная на перераспределении налоговых обязательств между хозяйствующими субъектами и физическими лицами, является на наш взгляд перспективной для российского социального страхования.