Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

Zinoveva I.S. 1 1
1 Voronezh State Academy of Forestry Engineering

Одной из главных проблем инвестиционной политики для регионов является поиск источников финансирования. В настоящее время существует много вариантов привлечения инвестиций в региональные проекты. Инвестиционный потенциал региона является одним из главных показателей, характеризующих привлекательность территории.

Региональный инвестиционный потенциал – это возможность собственных и привлечённых в регион финансовых ресурсов обеспечивать инвестиционную деятельность в масштабах, определённых экономической политикой региона.

Данная тема в настоящее время является актуальной, т.к. привлечение инвестиций и создание благоприятной инвестиционной среды является залогом поступательного комплексного развития экономики региона.

Воронежская область, образованная 13 июня 1934 года, является центром Черноземья. Для обеспечения жителей города и области рабочими местами, предоставления социальных гарантий и создания условий для жизни необходимы значительные инвестиции. Правительство Воронежской области разработало основные направления инвестиционного развития региона, которые определены в «Инвестиционной стратегии Воронежской области на период до 2020 года» [1].

С 2008 года по 2009 год, среднегодовой объём инвестиций увеличился на 122 млрд. рублей. В данном периоде область заняла лидирующее место среди регионов по темпам роста привлекаемых инвестиций.

Таким образом, в сопоставимой оценке инвестиции в экономику области в 2013 году к уровню 2008 года увеличились в 1,8 раза (в РФ на 8,6%) [2].

В рамках Программы социально-экономического развития области в период с 2009 года на территории Воронежской области было запущено более 55 производств. К 2014 году благодаря поддержке правительства области активно реализуются более 70 проектов. Объём инвестиций в 2013 году превысил объём инвестиций 2008 года в 4,5 раза. В настоящее время инвесторами вложено более 175 млрд. рублей на реализацию данных проектов.

Ежегодно в области дается старт от 15 до 20 проектам. Реализуемые проекты связаны с новыми производствами в ведущих отраслях экономики. При этом необходимо подчеркнуть государственную поддержку, которая за счет дополнительных налоговых поступлений в бюджет за 2009-2013 гг. составила 8 млрд. рублей, что превысило общий объём областной поддержки более чем в 2 раза.

Важным шагом для области стал проект по производству стейкового (мраморного) мяса. Он позволит создать самовоспроизводящуюся систему производства высококлассного мяса говядины как для экспорта, так и для импорта. Наряду с этим проектом, был запущен уникальный для России проект по производству цемента, не имеющий аналогов ни в России, ни в странах СНГ. На предприятии применены современные технологии цементной промышленности, позволяющие повысить производительность труда до 3,5 раз и снизить потребление топлива в 1,5 раза по сравнению с заводом, работающим по традиционному способу производства. Выбросы в экологическую среду данного производства снижены в 2,5 раза и соответствуют самым высоким экологическим стандартам. Также реализуются и проекты по модернизации крупных промышленных предприятий: «Воронежсинтезкаучук», «Воронежский шинный завод» и других.

По данным рейтингового агентства «Эксперт-РА», по итогам 2013 года область заняла 6 место среди регионов в номинации «Регионы с минимальными рисками инвестирования», улучшив свои позиции в рейтинге на 17 пунктов [3].

Регионы с минимальными рисками инвестирования по итогам 2013 г.

1

Ленинградская область

2

Белгородская область

3

Липецкая область

4

Санкт-Петербург

5

Краснодарский край

6

Воронежская область

7

Республика Татарстан

8

Ростовская область

9

Московская область

10

Москва

Помимо финансовых льгот, для устойчивого экономического роста на территории Воронежской области, правительство оказывает организационную поддержку – снижает минимальный объём инвестиций для признания проекта особо значимым, проводит PR-кампании в СМИ, привлекает крупные компании для реализации инвестиционных проектов.

В целях создания благоприятной инвестиционной среды на территории Воронежской области определены и реализуются следующие инициативы.

Первая инициатива – реализация Прогноза научно-технического развития Воронежской области. Реализуемая Стратегия социально-экономического развития Воронежской области признана одной из лучших экспертным сообществом и Министерством регионального развития на международном форуме в г. Санкт-Петербурге в 2011 и 2012 годах. По результатам конкурса область заняла соответственно 2-е и 3-е места. В 2013 году на региональном уровне впервые разработан Прогноз научно-технического развития, позволяющий решать задачи формирования направлений развития региональной науки, разработать новый подход к определению областей науки и инноваций.

Вторая инициатива – разработка Генеральной схемы развития и размещения производительных сил Воронежской области. Данная схема взаимоувязывает планы развития и размещения отраслей экономики, межотраслевые комплексы, схемы территориального планирования и планы социально-экономического развития региона.

Третья инициатива – внедрение Стандарта деятельности исполнительных органов власти Воронежской области по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе. Обязательным условием реализации Стандарта является экспертная оценка бизнес-сообществом региона результативности данных мероприятий. Для этого сформирована экспертная группа, в которую вошли представители общероссийских общественных организаций «Деловая Россия», «Опора России», «Российский союз промышленников и предпринимателей», «Торгово-промышленная палата», иных заинтересованных организаций [4].

Четвертая инициатива – развитие инноваций. На территории области созданы 4 технопарка: «Содружество», «Митэм», «Калининский» и «Космос-Нефть-Газ», а также функционируют 3 бизнес-инкубатора: «Авиационный», «Восток» и бизнес-инкубатор на базе ВУЗа – «ВГАСУ».

Предприятиям предоставляются производственные и офисные площади, льготы по аренде помещений, налогам на имущество и налогам на прибыль.

Пятая инициатива – сокращение отдельных процедур, а также оптимизация процессов оформления разрешительной и согласовательной документации при реализации инвестиционных проектов. Эта работа соответствует целям, поставленным Президентом РФ по вхождению России в число стран с наиболее привлекательным инвестиционным климатом.

Шестая инициатива – создание новых механизмов привлечения частного капитала. В Воронежской области завершена разработка нормативно-правовой базы в сфере государственно-частного партнерства и заключено первое в Российской Федерации концессионное соглашение в области водоснабжения населения.

Седьмая инициатива – разработка региональной программы повышения производительности труда и создание высокопроизводительных рабочих мест.

Реализация инвестиционных проектов сопровождается работой по улучшению механизмов взаимодействия власти и бизнеса. Для повышения инвестиционной активности власти Воронежской области оказывают содействие в выделении земельных участков, совершенствуют региональную налоговую базу и оказывают поддержку хозяйствующим субъектам.

Приоритетным направлением для привлечения инвестиций в Воронежскую область является существование конкурентных преимуществ региона, а также целевая направленность на модернизацию традиционных и развитие новых видов экономической деятельности. Правительство области осуществляет формирование максимально комфортных условий для инвесторов. Для повышения инвестиционной активности правительство Воронежской области оказывает содействие в выделении земельных участков под строительство производственных объектов, координирует опережающее развитие энергосистем, постоянно ведет работу по развитию инженерной инфраструктуры, совершенствованию регионального налогового законодательства, оказанию государственной поддержки хозяйствующим субъектам.