Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

1
1 Nosov Magnitogorsk State Technical University

Media Relations (MR) – технология связей со средствами массовой информации. Основное назначение – работа менеджмента компании с такими компонентами системы СМИ, как пресса, издательства, телевидение, радиовещание, информационные агентства, интернет, службы связи с общественностью и прессой, рекламные агентства. Отличительным признаком MR является производство информации, адресованной массовой, а также специализированной аудитории, в которой заинтересована организация. В России отношения с медиа особо важны, так как общественное мнение в нашей стране зачастую формируется за счёт Телевизионных Средств Массовой Информации и печатной прессы.

Отношения со СМИ играют очень важную роль в маркетинговой стратегии продвижения компании. Помимо рекламной площадки, средства массовой информации могут стать партнёрами, помочь создать образ фирмы. В отношениях с медиа для компании главное – это открытость и доступность. При взаимодействии с медийщиками, продвигаемая фирма может использовать традиционные формы презентации, такие как дни открытых дверей, экскурсии по зданиям компании, организация присутствия журналистов на плановых мероприятиях (заседания правления, конференции) и специальных событиях (праздники, митинги).

У любой уважающей себя организации обязательно должен быть специалист по MR. Ну, или хотя бы пиарщик, который умеет общаться с медиа, работал в медиа, благо такие области знаний как PR и медиа часто пересекаются. Хороший Пиарщик-медийщик должен знать как работают медиа, у него должны быть контакты в медиа-среде, он должен быть открытым и доступным для журналиста в любой момент дня и ночи, а также должен уметь делать инфоповоды для журналистов.

Однако медиарилейшенз это не только отношение пиара со СМИ. Для современных медиа отношения со своей аудиторией порою важнее, чем отношение с рекламодателями. Прошли те времена, когда читатель/слушатель был серой массой (По крайней мере в интернете). Например, некоторые СМИ ввели у себя на сайтах возможность присылать зрителям свои сюжеты в редакцию.

Также во взаимоотношении с аудиторией активно помогают социальные сети. SMM (Social Media Marketing) стал важной частью не только для бизнеса, но и для медиа. Однако там, где одни просто включают рассылку новостей в свои аккаунты, другие стараются подойти креативно, подавая новости в необычном «сухом» формате.

Первопроходцами такого вида отношения СМИ-аудитория стала Лента.ру. Сколько «Лента.ру» существует, столько она неформально общается с читателями: «Наша главред Галя Тимченко устроила так, что сотрудники, которые её окружали, оказались людьми подобного неформального склада. К этому приложена рука и Гали, и нашего бывшего директора по развитию Славы Варванина. Я пришёл в 2006 году – и это уже было. У нас нет никакой «общественной рожи» или подобия пресс-секретаря. Мы общаемся с внешним миром как единое целое. Такая «корпоративная политика» началась много лет назад с ЖЖ под названием «Х**нта». Была довольно рабочая страница, куда мы выкладывали свои опечатки. Читало его человек 200, в основном из знакомых «Ленты.ру», ну и угорали над тем, как мы там фейлим и лажаем.»

«Твиттер начался 21 декабря 2010 года с работы над новогодним спецпроектом. Я сидел и х**ачил на сайт картинки про Джигурду. Мы думали как: заведем аккаунт, как все, и пустим туда RSS-ку. У всех же есть Твиттер, а у нас нет. Заходит главред и говорит: «Белкин, заведи Твиттер». Над названием думал секунд двадцать. Когда выяснил, что все возможные вариации «Ленты.ру» уже заняты, решил выбрать @lentaruofficial» – Игорь Белкин, бывший продюсер отдела новых медиа lenta.ru».

Уникальный стиль ведения корпоративного аккаунта стали переманивать другие службы:

«Сначала мы были такие уникальные: Путин дня, котики, все дела. Затем начали появляться подражатели и было очевидно, с кого все взяли манеру. До сих пор самым удачным и органично вписывающимся в картину Твиттер-сообщества является аккаунт @kmrsFM, которые ведут две очаровательные девушки (Аня, привет). Мы подружились и до сих пор обмениваемся впечатлениями о том, в какой ад катится наш мир».

«Глум был всегда. С появлением соцсетей у нас появилась возможность делать это более открыто, что ли, но сама «Лента» от этого не изменилась. Условно говоря, каждый день есть 300 новостей, и задача редакции в том, чтобы выстроить картину дня с понимаем того, что сегодня самое главное, что менее важно и что не важно вообще. В Твиттере история немного другая: там нельзя расставить приореты, там тупой таймлайн. Мы отдаём там предпочтение тем новостям, которые не попадают в «Ленту», постим всяких котух и ожиревших свиней, которым не находится места среди общественно-политических новостей. На днях у нас была замечательная заметка про двух словаков, которые завоевали звание дураков года, попытавшись угнать трамвай. Понятно, что главной новостью дня она никогда на станет, но до аудитории её тоже надо как-то донести.» – Игорь Белкин, выпускающий редактор Ленты.ру 2006-2011, продюсер отдела новых медиа Ленты.ру 2012-2014

Затем в 2011 году, Лента.ру открыла свою публичную страницу «Вконтакте». Поначалу это была обычная страница с новостным потоком, не формата @lentaruofficial. Но потом формат «неформальной» подачи новости перешёл и на эту страницу. Вот что пишет в книге «Подлинная история Ленты.ру» Андрей Конев:

«…..новости постили редко, при этом наши посты были скучными и унылыми. Иногда врожденное (но умело подавляемое) чувство ответственности прорывалось наружу, и мы обсуждали, что с пабликом «надо что-то делать». Но ничего не делали. Ситуация изменилась, когда в «Ленту» устроился дагестанец Султан Сулейманов.»

«Сулейманов сразу заинтересовался нашими социальными сетями и первым предложил шутить в постах. Первый же его пост – «Названы самые опасные для журналистов страны. Думаем отправить туда Азара» – собрал сумасшедшие 16 лайков. Это был успех, и Сулейманов тоже оказался ответственным за социальные сети. «Окончательно наш фирменный стиль – шутка, ссылка, картинка и песня – оформился после того, как из увольнения в «Ленту.ру» вернулся опытный Игорь Белкин. Опытным он был потому, что к тому времени за ним уже числилась @lentaruofficial – твиттер-аккаунт «Ленты.ру», известный склочным характером своих ведущих, а также их редким остроумием. В общем, в феврале 2012 года мы стали е**шить соцсетки по хардкору.»

В паблике были открыты комментарии и постепенно стал формироваться определённый круг комментаторов, с которыми у создателей страницы сформировались дружеские отношения. Так называемые «олдфаги» ленты после организовали свой чат вконтакте, где помогали администратором сообщества подборе музыки и/или создании картинок к новостям.

В марте 2014-го года в Ленте.ру сменился главный редактор – на место Галины Тимченко пришёл Алексей Гореславский. Большинство из старой редакции ленты подали заявление на увольнение через день после ухода Тимченко, не без оснований посчитав, что эта перестановка носит политический характер. Твиттер @lentaruofficial забрала себе новая редакция, а вот страница «Вконтакте» была отдана на откуп тем самым «Олдфагам» – активным читателям и комментаторам.

«В последний день старой «Ленты» было решено отдать паблик читателям. Тот самый чатик, который помогал в создании картинок, объявили новыми ведущими. Читатели, предоставленные сами себе, решили заняться тем же, чем занимались и мы, – постить новости со смешными картинками. И картинки у них выходили смешнее. Я не знаю, почему «Лентач» пережил «Ленту», и уж тем более не знаю, как это повторить. Но мне кажется, что будет забавно, если простейшие навыки общения с информацией пойдут в народ. Ну, то есть сейчас «Лентач» пытается заниматься написанием несложных новостей, переводом иностранных статей и прочим. Такое, если угодно, СМИ с открытым исходным кодом. Которое любая группа активных и заинтересованных людей сможет при желании повторить.» – Андрей Конев, бывший редактор раздела «Наука и Техника» на Ленте.ру

Пример Ленты.ру показывает, что для общения со своей аудиторией необязательно иметь официальное «общественное лицо». Что аудитория относится к организации лучше, когда с ней общаются на равных, используя «неформальный» стиль общения, нежели «сухой» официальный. Конечно, это не обязательное правило и оно не всегда работает срабатывает, и не каждой организации подойдёт такой стиль, но последние тенденции (по крайней мере в интернете) таковы, что в большинстве случаев этот метод SMM работает.