Универсальная электронная карта (УЭК) является ключевым элементом в системе электронного правительства и решение о широком внедрении её в практический оборот подтверждает государственную и социальную значимость информатизации, а полная успешная реализация заявленных возможностей будет способствовать установлению качественно новых отношений между властью, бизнесом и гражданами [1]. В тоже время, практическая реализация решений, связанных с универсальной электронной картой, представляет собой сложный процесс создания крупномасштабной информационной телекоммуникационной инфраструктуры федерального уровня. УЭК предполагает оперативное взаимодействие и обмен информацией между различными ведомствами, а единое межведомственное информационное пространство пока не сформировано и проходит начальный этап своего становления, что на сегодняшний день является главным препятствием на пути реализации проекта [3].
Этап становления информационного общества в Российской Федерации обуславливает наличие ряда проблемных моментов при повсеместном внедрении УЭК, препятствующих ее полноценному использованию, в их числе неравенство в информационном и технологическом развитии российских регионов, преимущественное использование социальных карт жителями крупных городов, ограниченность использования в сельской местности, слабость процесса синхронизация данных в рамках системы межведомственного взаимодействия, несовершенство законодательной базы [2, 5]. Функции выдачи УЭК планируют возложить на несколько структур – работодателей, учебные заведения, органы социальной защиты и банки. Однако не представлен четкий механизм координации между упомянутыми структурами.
Наиболее острой проблемой выступает уровень готовности системы межведомственного электронного взаимодействия органов исполнительной власти к своевременному запуску проекта УЭК. Очевидно, что практическая реализация и отработка механизмов взаимодействия в рамках СМЭВ происходит с определенной задержкой по времени, что выступает прямой причиной переноса сроков запуска проекта УЭК. В тоже время необходимо осознавать, что при поспешном внедрении универсальной карты, в условиях неподготовленности межведомственного электронного взаимодействия, она может стать исключительно платежным инструментом, но никак ни универсальным инновационным механизмом получения широкого комплекса государственных услуг [4].
Организационно-технологический подход к методике функционирования карт не позволяет определять её как шаг на пути развития информационных технологий и инноваций в органах власти и управления. Действующие карты содержат в памяти карточного носителя определенный, фиксированный набор данных, который позволяет получать гражданину льготы и услуги в сфере здравоохранения, лекарственного обеспечения, оплачивать проезд в общественном транспорте, получать начисления на счет денежных выплат, пенсий, дотаций и прочее. А для того, чтобы решить проблему предоставления госуслуг в электронном виде, граждане должны иметь инструмент с функциями электронного паспорта с возможностью гибкой установки функций в память электронного носителя [1].