Современные технологии позволяют строить города, соответствующие экологическим нормативам и стандартам, обеспечивая минимизацию негативных аспектов урбанизации. Идея экогородов находит отражение в разработке концепций новых городов, выживающих за счет возобновляемых ресурсов. Главная ее особенность в том, что жителям экогородов предлагается активно использовать экологически чистые источники энергии и безотходное производство - энергию ветра, дождевую воду, переработанные продукты жизнедеятельности.
Знакомство с международным опытом показывает, что передовые позиции в реализации идеи экогородов занимает Великобритания, где в качестве основных компонентов города рассматриваются здания с нулевым уровнем выбросов парниковых газов, электромобили, альтернативные источники энергии. Однако, у этой идеи имеются противники, связывающие введение экологических ограничений внутри города с дополнительной нагрузкой на соседние территории.
С 2010 года проекты строительства экогородов разрабатываются в Китае, где основное внимание уделяется оснащению ветроэнергетическими установками, планировке улиц, использованию при строительстве материалов, отвечающих экологическим нормативам. Но баланс между радикальными нововведениями и реальностью не найден.
В России идея экогородов нашла воплощение в создании экопоселений и экодомов. Жители экопоселений приобретают земельные участки и организуют общины, где они занимаются сельским хозяйством, при этом электроэнергию и транспорт используют традиционные. Примером таких поселений являются Нево-Эковиль в республике Карелия, Китеж в Калужской области и Тиберкуль в Красноярском крае. Создание экодомов ориентировано на поиск альтернативных источников энергии, сокращение расхода топлива. Но широкого развития эти идеи не получили.
В настоящее время в России все большее внимание уделяется строительству жилья повышенной комфортности и созданию комфортных условий проживания населения в городах.
Законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, а также по эксплуатации зданий, сооружений (часть 1 статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации) [8].
Учитывая, что создание комфортных условий проживания населения начинается с соблюдения санитарного состояния территории, то в первую очередь необходимо обратить внимание на Федеральный закон № 52-ФЗ от 30.03.1999 (в редакции 29.12.2014) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также санитарные правила содержания населенных мест (СанПиН 42-128-4690-88 05.08.1988), которые содержат основные положения для обеспечения санитарного состояния территорий улиц, площадей, парков, скверов и других мест общественного пользования, проездов внутри микрорайонов и кварталов, а также жилых зданий [1, 2].
Решение задачи чистоты и порядка на территории Нижегородской области наряду с федеральными законами, обеспечивают нормативные правовые акты регионального уровня, в том числе Закон «Об обеспечении чистоты и порядка на территории Нижегородской области» (от 26.08.2010), Закон Нижегородской области «О государственном административно-техническом надзоре на территории Нижегородской области», Кодекс Нижегородской области об административных правонарушениях, муниципальные правила благоустройства и содержания территорий [3, 4, 5].
Общий анализ благоустройства территорий в границах муниципальных образований Нижегородской области показывает наличие проблем с оснащенностью населенных пунктов детскими, спортивными, хозяйственными и контейнерными площадками, малыми архитектурными формами, восстановление, реконструкция и замена которых носят бессистемный характер.
Для обеспечения роста уровня благоустроенности населенных пунктов и распространения положительного опыта работы муниципальных образований и организаций по благоустройству населенных пунктов Нижегородской области, начиная с 2006 года, проводится конкурс «Самый благоустроенный населенный пункт Нижегородской области» [6].
На территории Нижегородской области находятся 42 муниципальных района и 10 городских округов, которые объединены в пять групп в соответствии с уровнем социально-экономического развития, в конкурсе участвует 80%. В составе групп оценка деятельности муниципальных образований по благоустройству проводится по следующим показателям:
- Надлежащее санитарное содержание населенных пунктов: в том числе наличие и состояние контейнерных площадок, организация вывоза мусора, наличие и состояние урн и общественных туалетов, наличие несанкционированных свалок и полигонов по захоронению отходов.
- Состояние придомовых территорий: газонов, детских и спортивных площадок, благоустроенных стоянок и гаражей.
- Уровень обеспеченности населения зелеными насаждениями и качество озеленения городской территории: состояние парков, садов, скверов, бульваров, наличие зеленых насаждений в группах жилых домов и на участках детских дошкольных и школьных учреждений, цветочное оформление населенных пунктов, наличие клумб и цветников, их состояние и художественная выразительность.
- Состояние дорог, улиц, тротуаров, наличие благоустроенных остановок общественного транспорта, обозначенных надземных пешеходных переходов, регулируемых перекрестков, состояние светофоров.
- Состояние освещения населенного пункта.
- Санитарное состояние водоемов, откосов, набережных, наличие благоустроенных пляжей в черте населенного пункта и зон отдыха [6].
Оценка благоустройства по каждому показателю проводится по 5-ти балльной шкале. Опыт проведения конкурса был положен в основу закона о чистоте территорий Нижегородской области, который разработан в 2010 году в связи с необходимостью повышения качества содержания территорий населенных пунктов Нижегородской области, как одного из условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.