Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

PROBLEMS OF SOCIAL AND ECOLOGICAL IMPROVEMENT OF THE TERRITORY OF SETTLEMENTS

Bobkova S.K. 1 Koposova N.N. 1 Kozlov A.V. 1
1 The Nizhniy Novgorod State Pedagogical University n.a. K. Minin
The article deals with issues related to upgrading and improving the quality of life of the population in urban areas, and the idea of an Ecovillage. Describes the experience of the municipalities of the Nizhny Novgorod region for sanitary-epidemiological welfare of population centers. On the basis of the generalized analysis of elements of improvement of territories in borders of municipalities of the Nizhny Novgorod region the considerable quantity of the ecology and social problems, connected with equipment of settlements children´s, sports, economic and container grounds, small architectural forms, restoration is revealed, reconstruction and which replacement have unsystematic character. For ensuring growth of level of comfort of settlements and distribution of positive experience of municipalities and organizations for ecological improvement of settlements in the Nizhny Novgorod Region the annual competition «The most well-planned settlement of the Nizhny Novgorod region» is held.
ecological wellbeing
healthiness
landscaping
Экологическая ситуация в крупных городах является предметом особого внимания органов власти всех уровней, общественных движений и средств массовой информации, так как она подобна зеркалу, в котором отражается уровень социально-экономического положения, как непосредственно города, так и региона [7].

Современные технологии позволяют строить города, соответствующие экологическим нормативам и стандартам, обеспечивая минимизацию негативных аспектов урбанизации. Идея экогородов находит отражение в разработке концепций новых городов, выживающих за счет возобновляемых ресурсов. Главная ее особенность в  том, что жителям экогородов  предлагается активно  использовать экологически чистые  источники энергии и безотходное производство - энергию ветра, дождевую воду, переработанные продукты жизнедеятельности.

Знакомство с международным опытом показывает, что передовые позиции в реализации идеи экогородов занимает Великобритания, где в качестве основных компонентов города рассматриваются здания с нулевым уровнем выбросов парниковых газов, электромобили, альтернативные источники энергии. Однако, у этой идеи имеются противники, связывающие введение экологических ограничений внутри города с дополнительной нагрузкой на соседние территории.

С 2010 года проекты строительства экогородов  разрабатываются в  Китае, где основное внимание уделяется оснащению ветроэнергетическими установками, планировке улиц, использованию при строительстве материалов, отвечающих экологическим нормативам. Но баланс между радикальными нововведениями и реальностью не найден.

В России идея экогородов нашла воплощение в создании экопоселений и экодомов. Жители экопоселений приобретают земельные участки  и организуют общины, где они занимаются сельским хозяйством, при этом электроэнергию и транспорт используют традиционные. Примером таких поселений являются Нево-Эковиль в республике Карелия, Китеж в Калужской области и Тиберкуль в Красноярском крае. Создание экодомов  ориентировано на поиск альтернативных источников энергии,  сокращение расхода топлива. Но широкого развития эти идеи не получили.

В настоящее время в России все большее внимание уделяется строительству жилья повышенной комфортности и созданию комфортных условий проживания населения в городах.

Законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, а также по эксплуатации зданий, сооружений (часть 1 статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации) [8].

Учитывая, что создание комфортных условий проживания населения начинается с соблюдения санитарного состояния территории, то в первую очередь необходимо обратить внимание на Федеральный закон  № 52-ФЗ от  30.03.1999 (в редакции 29.12.2014) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также  санитарные правила содержания населенных мест (СанПиН 42-128-4690-88 05.08.1988), которые содержат основные положения  для обеспечения санитарного состояния территорий улиц, площадей, парков, скверов и других мест общественного пользования, проездов внутри микрорайонов и кварталов, а также жилых зданий [1, 2].

Решение задачи чистоты и порядка на территории Нижегородской области наряду с федеральными законами,  обеспечивают нормативные правовые акты регионального уровня, в том числе Закон «Об обеспечении чистоты и порядка на территории Нижегородской области» (от 26.08.2010), Закон Нижегородской области «О государственном административно-техническом надзоре на территории Нижегородской области», Кодекс Нижегородской области об административных правонарушениях, муниципальные правила благоустройства и содержания территорий [3, 4, 5].

Общий анализ благоустройства территорий в границах муниципальных образований Нижегородской области показывает наличие проблем с  оснащенностью населенных пунктов детскими, спортивными, хозяйственными и контейнерными площадками, малыми архитектурными формами, восстановление, реконструкция и замена которых носят бессистемный характер.

Для обеспечения роста уровня благоустроенности населенных пунктов и распространения положительного опыта работы муниципальных образований и организаций по благоустройству населенных пунктов Нижегородской области, начиная с 2006 года, проводится конкурс «Самый благоустроенный населенный пункт Нижегородской области» [6].

На территории Нижегородской области находятся 42 муниципальных района и  10 городских округов,  которые объединены в пять групп в соответствии с уровнем социально-экономического развития, в конкурсе участвует 80%. В составе групп оценка деятельности муниципальных образований по благоустройству проводится по следующим показателям:

  1. Надлежащее санитарное содержание населенных пунктов: в том числе наличие и состояние контейнерных площадок, организация вывоза мусора, наличие и состояние урн и общественных туалетов, наличие несанкционированных свалок и полигонов по захоронению отходов.
  2. Состояние придомовых территорий: газонов, детских и спортивных площадок, благоустроенных стоянок и гаражей.
  3. Уровень обеспеченности населения зелеными насаждениями и качество озеленения городской территории: состояние парков, садов, скверов, бульваров, наличие зеленых насаждений в группах жилых домов и на участках детских дошкольных и школьных учреждений, цветочное оформление населенных пунктов, наличие клумб и цветников, их состояние и художественная выразительность.
  4. Состояние дорог, улиц, тротуаров, наличие благоустроенных остановок общественного транспорта, обозначенных надземных пешеходных переходов, регулируемых перекрестков, состояние светофоров.
  5. Состояние освещения населенного пункта.
  6. Санитарное состояние водоемов, откосов, набережных, наличие благоустроенных пляжей в черте населенного пункта и зон отдыха [6].

Оценка благоустройства по каждому показателю проводится по 5-ти балльной шкале. Опыт проведения конкурса был положен в основу закона о чистоте территорий Нижегородской области, который разработан в 2010 году  в связи с необходимостью повышения качества содержания территорий населенных пунктов Нижегородской области, как одного из условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.