ОАО «Ростелеком» - телекоммуникационная компания, занимающая лидирующее положение на рынке России и являющаяся одной из крупнейших на рынке оказания услуг связи Дальневосточного региона [1,2]. Эффективность ее работы отражается не только на положении самой компании, но и на спектре и качестве получаемых услуг для многих ее пользователей. Поэтому целью данного исследования послужила необходимость анализа эффективности управления ОАО «Ростелеком» и разработка практических рекомендаций по повышению эффективности ее управлением.
Объект исследования выступило предприятие ОАО «Ростелеком», а предметом исследования - эффективность системы управления предприятием.
Для реализации поставленной цели работы необходимо решить ряд задач, первой из которой является - проведение анализа состояния системы управления ОАО «Ростелеком».
Эффективность управления предприятием - это результативность (оптимальность и степень достижения поставленных целей) использования общего потенциала предприятия, включающего как внутренний потенциал, так и потенциал взаимоотношений с внешней средой.
ОАО «Ростелеком» - телекоммуникационная компания, занимающая лидирующее положение на рынке России и является одной из крупнейших в Европе. «Ростелеком» начал вести свою телекоммуникационную деятельность с 23 сентября 1993 года и до 2011 года работал как национальный оператор дальней связи [3].
В апреле 2011 года произошло объединение с такими межрегиональными компаниями связи как: ОАО «Дагсвязьинформ», ОАО, ОАО «ЮТК», «СЗТ» ОАО «ВолгаТелеком», ОАО «Уралсвязьинформ», ОАО «Дальсвязь», ОАО «Сибирьтелеком», и ОАО «ЦентрТелеком» а в 2013 году - ОАО «Связьинвест». За счет этого сформировалась единая национальная телекоммуникационная компания, что позволило создать базу для полной реализации экономических преимуществ масштаба бизнеса. В настоящее время компания осуществляет свою деятельность под единым брендом «Ростелеком».
Компания является лидером рынка телекоммуникационных услуг для корпоративных пользователей всех уровней, а так же и для органов государственной власти в России. Занимает лидирующее положение на российском рынке платного телевидения и услуг широкополосного доступа в Интернет. Количество абонентов услуг платного телевидения более 8 млн. пользователей, а количество клиентов пользующихся широкополосным доступом выхода в интернет превышает 11,2 млн.
Экономическую эффективность управления ОАО «Ростелеком» в динамике можно продемонстрировать, используя показатели, представленные в таблице 1
Таблица 1 - Основные экономические показатели деятельности ОАО «Ростелеком» за 2012-2013 гг., млн. руб.
Наименование показателей |
2012 |
2013 |
2013/2012, % |
Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг |
332435 |
325704 |
98,0 |
Операционные расходы, нетто |
278604 |
280836 |
100,8 |
Операционная прибыль |
53831 |
44868 |
83,3 |
Прибыль до налогообложения |
42503 |
32119 |
75,6 |
Чистая прибыль |
33202 |
24131 |
72,7 |
Рентабельность продукции, % |
15,3 |
11,4 |
|
Рентабельность продаж, % |
12,8 |
9,9 |
|
Составлено автором по данным отчетности ОАО «Ростелеком» [4]
Анализ данных показывает происходящие негативные тенденции по основным экономическим показателям деятельности предприятия, так выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг снизилась на 2%, операционная прибыль - на 16,7%, прибыль до налогообложения - на 24,4%, чистая прибыли - на 27,3%.
Показатели рентабельности продукции и рентабельности продаж в 2013 г. также имеют тенденцию к снижению, что обусловлено уменьшением доходов по основным видам деятельности предприятия.
Характеристика ключевых показателей по основному виду деятельности предприятия представлена в таблице 2.
Таблица 2 - Ключевые показатели по основному виду деятельности ОАО «Ростелеком» за 2012-2013 гг.
Наименование показателей |
2012 |
2013 |
2013/2012, % |
Количество абонентов, млн. |
|
|
|
Местная связь |
28,2 |
26,5 |
94,0 |
Физические лица |
24,1 |
22,5 |
93,4 |
Юридические лица |
4,1 |
4 |
97,6 |
Мобильная связь |
13,6 |
14,8 |
108,8 |
ШПД, из них |
9,7 |
10,6 |
109,3 |
Физические лица |
9 |
9,8 |
108,9 |
Юридические лица |
0,7 |
0,7 |
100,0 |
Доля абонентов, подключенных по FTTx, % |
32 |
38 |
118,8 |
Платное ТВ, млн. |
6,9 |
7,5 |
108,7 |
Доля IP TV, % |
23 |
29 |
126,1 |
Трафик, сгенерированный физическими и юридическими лицами |
|
|
|
Внутризоновый, млрд. мин. |
10 |
9,1 |
91,0 |
МГ, млрд. мин. |
4,7 |
4 |
85,1 |
МН, млрд. мин. |
0,5 |
0,4 |
80,0 |
ARPU |
|
|
|
По ШПД, руб. |
453 |
448 |
98,9 |
По фиксированной связи, руб. |
241 |
249 |
103,3 |
По платному ТВ, руб. |
116 |
133 |
114,7 |
По мобильной связи, руб. |
263 |
239 |
90,9 |
Составлено автором по данным отчетности ОАО «Ростелеком» [5]
Как показывают данные таблицы 2 в 2013 г. явно прослеживается тенденция уменьшения количества обслуживаемых абонентов, причем как физических, так и юридических лиц, а число пользователей широкополосного доступа в Интернет увеличилось среди физических лиц. Значительно выросла в 2013 г. доля пользователей IP TV - на 26,1%.
Структура доходов по основным видам деятельности представлена в таблице 3.
Таблица 3 - Структура доходов ОАО «Ростелеком» за 2012-2013 гг., млн. руб.
Наименование показателей |
2012 |
2013 |
2013/2012, % |
Услуги местной телефонной связи |
89504 |
87436 |
97,7 |
Услуги внутризоновой телефонной связи |
19634 |
17171 |
87,5 |
Услуги междугородней и международной телефонной связи |
20562 |
17101 |
83,2 |
Услуги присоединения и пропуска трафика (кроме Интернет) |
21991 |
24864 |
113,1 |
Услуги мобильной связи |
41161 |
38902 |
94,5 |
Аренда каналов |
11433 |
9486 |
83,0 |
Широкополосный доступ в Интернет |
51619 |
55938 |
108,4 |
Платное ТВ |
9208 |
11906 |
129,3 |
Передача данных (VPN, центры обработки данных, продажа Интернет-трафика операторам) |
20872 |
23025 |
110,3 |
Облачные услуги |
6004 |
5422 |
90,3 |
Прочее |
40447 |
34453 |
85,2 |
Итого, выручка: |
332435 |
325704 |
98,0 |
Составлено автором по данным отчетности ОАО «Ростелеком» [5]
Как видно из таблицы 3, в 2013 г. основное снижение доходов произошло по показателям услуг телефонной связи как основного направления деятельности предприятия: доходы от услуг местной телефонной связи снизились на 2,3%, от услуг внутризоновой телефонной связи - на 12,5%, от услуг междугородней и международной телефонной связи - на 16,8%.
Показатели распределения чистой прибыли предприятия за 2012 г. представлены в таблице 4.
Таблица 4 - Распределение чистой прибыли ОАО «Ростелеком», полученной по итогам 2012 года, млн. руб [4].
Наименование показателей |
тыс. руб. |
% к чистой прибыли |
Чистая прибыль за 2012 год, тыс.руб. |
32674394 |
- |
Направления использования чистой прибыли |
|
- |
На выплату дивидендов, тыс.руб., в том числе: |
8168569 |
25 |
в федеральный бюджет |
532 757 |
1,63 |
На увеличение акционерного капитала в части нераспределенной прибыли 2012 года |
24505825 |
75 |
Сумма, направленная в резервный фонд |
0 |
0,00 |
Сумма, направленная в иные фонды |
0 |
0,00 |
Иные направления использования чистой прибыли |
0 |
0,00 |
Справочно: Сумма, направленная на реализацию инвестиционных проектов (программ) |
68487000 |
209,6 |
Данные таблицы 4 иллюстрируют управленческие действия руководства компании по реализации инвестиционных проектов, что в дальнейшем скажется на эффективности деятельности компании.
В связи с широким охватом территории своими услугами ОАО «Ростелеком» имеет большой состав численности персонала, однако в условиях постоянной модернизации оборудования, перехода к аутсорсингу, централизации структурных подразделений имеет тенденцию к постоянному сокращению. Показатели численности и заработной платы персонала предприятия представлены в таблице 5.
Таблица 5 - Показатели численности и заработной платы персонала ОАО «Ростелеком» в 2011-2013 гг., чел. [4].
Наименование показателей |
2011 |
2012 |
2012/2011,% |
2013 |
2013/2012,% |
Среднесписочная численность персонала |
166933 |
159984 |
95,8 |
152586 |
95,4 |
Средняя заработная плата работников |
26702 |
29444 |
110,3 |
31567 |
107,2 |
Как видно из представленных данных среднемесячная заработная плата работников возросла на 10,3% в 2012 г. и 7,2% в 2013 г., что обусловлено сокращением численности сотрудников.
Эффективность использования человеческих ресурсов ОАО «Ростелеком» можно оценить по показателям выработки и прибыли на одного работника, которые представлены в таблице 6.
Таблица 6 - Показатели эффективности использования персонала ОАО «Ростелеком» в 2014 г., млн. руб.
Показатель |
2012 |
2013 |
2013/2012, % |
Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг |
332435 |
325704 |
98,0 |
Чистая прибыль |
33202 |
24131 |
72,7 |
Среднесписочная численность персонала, чел. |
159984 |
152586 |
95,4 |
Среднегодовая выработка на одного работника |
2,08 |
2,13 |
102,7 |
Прибыль на 1 работника |
0,21 |
0,16 |
76,2 |
Составлено автором по данным отчетности ОАО «Ростелеком» [5]
В 2013 г. показатели среднегодовой выработки на одного работника повысились на 2,7% в основном за счет модернизации оборудования, что привело к сокращению штатной численности персонала. В то же время, прибыль на одного работника снизилась на 23,8%, что связано с более высокими темпами ее снижения по отношению к выручке от продажи товаров, работ, услуг.
Эффективность управления компанией отражается в приверженности персонала к ней и проявляется в тенденциях текучести кадров. Так, в 2013 году текучесть кадров не превысила 10% (причем основной причиной увольнений является уход на пенсию), что подтверждает лояльность сотрудников к руководству и благосклонность к компании, в которой они работают.
Проведенный анализ эффективности управления показал:
- снижение основных экономических показателей деятельности предприятия, обусловленное снижением доходов по основным видам деятельности предприятия - предоставлению услуг телефонной связи;
- снижение численности персонала в связи с оптимизационными мероприятиями;
- рост среднемесячной заработной платы работников;
- повышение показателей среднегодовой выработки на одного работника.
Таким образом, проведенный анализ эффективности управления выявил проблемы в управлении компанией, и следующей задачей исследования являлась разработка рекомендаций по повышению эффективности ее управлением.
Для стабилизации основных экономических показателей и увеличению доходов по основным видам деятельности необходимо, ввести новые тарифы или акции на предоставление услуг связи, которые бы помогли привлечь клиентов. Так же возможна разработка новой услуги или предложения.
На предприятии большое внимание уделяется работе с персоналом: разрабатываются социальные программы, повышается оплата труда. Тем не менее, в связи со снижением основных экономических показателей, произошло снижение и показателей социальной эффективности управления ОАО «Ростелеком».
В целях повышения эффективности социального управления в ОАО «Ростелеком» и, как следствие, повышения экономической эффективности предприятия необходимо внедрить прогрессивную форму заработной платы. Универсальным методом оплаты труда, учитывающим интересы персонала и самого предприятия, является системы грейдов (грейдинг), которая позволяет структурировать размеры вознаграждения персонала, обосновать справедливость выплат, планировать карьерный рост.
Итак, в статье было проанализировано состояние системы управления ОАО «Ростелеком»: дана характеристика экономических показателей деятельности, предприятия, исследована социальная эффективность управления предприятием, разработаны предложения по совершенствованию системы управления предприятия.