Ложь является одним из начал человека. Человеческий мир сам порождает для лжи безграничные возможности. В большей мере это связано с чередой "раздвоений, выражающих атрибутивные моменты социокультурного бытия человека". И хотя само раздвоение не есть ложь, они настолько связаны, что при развитом раздвоении, ложь не может не иметь места.
Наличие раздвоений указывает, что уже сама причастность индивида к социальному обществу приводит к появлению у него огромного, практически безграничного, внутреннего пространства, которое не только само скрыто от внешнего взора, но и является "местом", где может быть скрыто любое содержание. При этом, скрытие имеет ко лжи самое прямое отношение. Во-первых, оно является составной частью любой лжи. Во-вторых, скрытие осуществляется при помощи лжи. И наконец, в-третьих, это и есть ложь, так как посредством его, другой человек вводится в заблуждение.
Человеческая жизнь в первую очередь - это взаимодействие индивидов друг с другом. У каждого индивида свои интересы и цели, которые редко совпадают с интересами других. На достижение даже одной цели влияет поведения многих людей. Соотношение их интересов - от совпадения до конфликта и многообразие взаимоотношений доверия - недоверия приводят к возникновению вокруг любого человека поля из сложнейших переплетений откровений, сокрытий и дезинформации. Человек должен принять эти правила и перестроить свое поведение, иначе он не будет признан окружением. Для того, чтобы с этим справиться необходимо: выяснить интересы разных индивидов, которые часто скрыты, в том числе, и в виде дезинформации; удерживать в памяти и в нужный момент использовать интересы сторон; в случае необходимости быстро и правдоподобно солгать, при этом, в следующий раз необходимо помнить, что именно солгал в предыдущий; не лгать без необходимости, а так же минимизировать ситуации вынужденной лжи, для чего нужно уметь избавлять себя от лишних "откровений" со стороны окружающих.
Необходимость лжи вытекает из потребностей не только макросоциальных, но и межиндивидуальных взаимодействий. Причем индивид не только оказывается вынужден лгать, но и должен уметь делать это квалифицированно. Следовательно, ложь является элементом социальных отношений.
С этической точки зрения ложь следует осуждать, если она вызвана желанием причинить вред другому человеку или для получения своей выгоды. В положительном плане ложь оценивается только из вежливости или из жалости. Часто ложь возникает в таких ситуациях, при которых спрашиваемый воспринимает вопрос как принуждение к ответу, соответствующему истине, от которого он хочет уклониться с помощью лжи. Так, народная пословица гласит: «Не спрашивай меня, тогда мне не нужно будет тебе лгать». Именно поэтому уважаемому лицу не следует задавать никаких вопросов, так как полное молчание недейственно, и оно оставляет очень много пространства для выдумок и не предотвращает беды. В таких ситуациях стоит различать, что служит высшей этической ценности - правдивость или ложь.
Ложь приобретает особое значение в политической сфере. Для достижение благой цели использование всех допустимых и недопустимых средств является безнравственным. В таких случаях цель, входит в разногласие со средствами и последние превращаются в сами цели. Такую ситуацию можно наблюдать в некоторых тоталитарных странах, в которых ложь является средством достижения цели. Для снижения к минимуму противоречий между целью и средствами, тоталитарному государству приходиться применять тотальный и систематический террор. Функциональное значение лжи играет здесь настолько важную роль, что возможно создание такого государства, в котором ложь реализуется во всех жизненных аспектах человека.
Среди всех профессий самая запятнанная репутация у политиков. Хотя это вовсе не значит, что политики врут чаще остальных. Возможно, лишь потому, что они всегда на виду, их ложь раскрывается чаще, чем ложь людей, которых ежедневно не преследуют журналисты. От того то и создается впечатление, что политики лгут чаще, хотя одновременно с этим мы лжем в таких же «количествах». Так же ложь политика, может принести ему более крупную выгоду, в связи с тем, что у него высокая должность, а ложь обычного человека, хоть и приносит выгоду, но она не столь заметна окружающим. Так, например, политики могут лгать с целью получения голосов на выборах или быть переизбранным на очередной срок.
Неоднозначность такого феномена как ложь проявляется и с нравственной стороны. Сознательная ложь или обман несет в себе явное отрицательно значение, а лживость является пороком. Но при этом в философии морали поднимается другой вопрос: а нужна ли ложь вообще? Например, для того, чтобы сохранить чью-нибудь жизнь. В этом случае ложь идет во благо. Как писал Владимир Соловьев: "...Жертвовать человеческой жизнью для точного исполнения отдельного предписания - есть внутреннее противоречие и не может быть нравственным".
Давайте подумаем, верно ли сказано: «Мысль, изречённая есть ложь»? Слово ложь означает, но не то, чтобы «неправду», а лишь ту «неправду», которая говорится со злыми намерениями. При этом человек, сознательно искажает нам суть, для того чтобы передать нам ее так, как ему нужно. И получается, что мысль, которой не управляет совесть, будет ложью. А значит фраза - «Мысль изречённая - есть ложь» относится лишь к тем людям, которые «с холодной головой и ясной мыслью», несмотря на совесть лгут. Человек, говорящий многое лишь от своего незнания, но имеющий совесть, может сказать «неправду». Однако эта «неправда» не будет являться ложью, так как она сказана без злого умысла. Наш вывод таков: фраза «Мысль, изречённая есть ложь» применима к тем, кто сознательно и со злым намерением искажает суть. А тот, кто не имеет такого намерения, не лжёт. И вся его «неправда» - не «ложь». А это значит, что фраза «Мысль, изречённая есть ложь» к нему - неприменима.
Вероятнее всего, любой человек хотя бы раз задумывался над тем, как распознать врет человек или нет и самому научиться врать так, чтобы никто не заподозрил его в этом.
"Историки придумывают такое прошлое, какое требуется для настоящего... Можно разоблачить отдельную ложь, но когда ложь вся мировая история...>> (А.А. Зиновьев)
Проблемы лжи, в научной литературе раскрывается с двух сторон: с одной стороны - мораль, с другой стороны - психология. В зависимости от того, к какой из позиций ближе точка зрения автора, понятию "ложь" даются разные определения.
Человек может прибегать ко лжи по нескольким причинам, например, чтобы быть вежливым с собеседником или использовать ложь для получения собственной выгоды. Каждое наше действие сопровождается определенными, сковывающими нас моментами. Если рассматривать ложь, то сковывающим моментом будет то, что при лжи у человека одинаково сочетаются истинные представления и ложные представления. Если верх одерживают ложные представления, то человек лжет, если истинные представления, то человек говорит правду.
Иногда мы можем говорить о лжи с позиции морали или нравственности, но не с позиции психологии.
Между ложью и правдой до сих пор нет четкой границы, также как не существует общего мнения о том, каковы отличительные признаки лжи.
Распознать ложь не так-то легко. Главная проблема - это большое количество информации, которую приходится оценивать сразу. Слишком много ее источников - слова, интонация, мимика, паузы, дыхание, жесты, поза, испарина, румянец или, наоборот, бледность и т.д. И все они занимают определенное внимание, в сочетании или попеременно. Большинство людей в большей мере обращают внимание на слова и мимику, что является наименее достоверными источниками, именно поэтому они чаще ошибаются в распознании лжи.
В заключении хотелось бы отметить особенности возникновения и проявлении лжи, как коммуникативного феномена:
1. Ложь - это воздействие на человека (людей), на которого направлена ложь, осуществляемая через средства коммуникации путем введения его в состояние заблуждения.
2. Формы лжи: пассивная - умолчание; активная - искажение.
3. Цели лжи: сформировать у человека определенное отношение к чему-либо, кому-либо; повлиять на его поведение, состояние и устойчивые характеристики.
4. Мотивы лжи: стремление получить личную или социальную выгоду; избежать наказания; защита от вмешательства в личную жизнь.