Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

PROBLEMS OF EMPLOYMENT AND EDUCATION OF DISABLED PEOPLE (FOR EXAMPLE SVERDLOVSK REGION)

Vlasyuk A.V. 1 Temnikova Yu.A. 1 Zadorina M.A. 1
1 Ural Fedrel University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin
This article is devoted to the employment of disabled people in the Sverdlovsk region. Despite the efforts of authorities, the majority of disabled people are unemployed. When disabilities looking for a job they face with many challenges. The first problem - the fears of employers, the second - the lack of an accessible environment, and the third - the lack of necessary skills and abilities of persons with disabilities. The author, based on the current legislation of the Russian Federation and the experience of foreign countries to offer possible solutions. To solve the problem of employment of persons with disabilities required a comprehensive work in all areas. It is necessary to interact with employers, improve the regulatory framework, create an accessible environment, provide people with disabilities access to education. The problem of employment of disabled people is complex, therefore its solution also requires systemic measures at all levels, from federal government agencies and ending with local governments and private firms.
public authorities
employers
Employment
persons with disabilities
В период социально-экономической нестабильности вопросы благосостояния граждан выходят на первый план. Особенно остро в кризисных ситуациях проявляется проблема безработицы и доступа к различным общественно значимым благам, в частности, доступа к образованию. В наименее выгодном положении оказываются представители социально незащищенных групп населения - инвалиды.

В целом, в Российской Федерации наблюдается тенденция к снижению численности инвалидов, так, в 2009 году их количество составляло 91,6 человек на 1000 человек населения, а в 2014 году - 90,1. Данная тенденция присуща и Свердловской области, в ней на 1 января 2013 года насчитывалось 334 459 человек с инвалидностью (7,6% населения) [4] данный показатель ниже, чем в России в целом (около 9% населения). Данная категория граждан в наибольшей степени нуждается в социальной поддержке и медицинской помощи. Несмотря на все усилия органов власти, большая часть инвалидов в России остается безработной, так, лишь  4,6% всех россиян с инвалидностью имеют работу [10], в то время как в Великобритании работу имеют 40% людей с инвалидностью, а в США - 24%. Из приведенных данных видно, что уровень безработицы среди инвалидов в России очень высок. Безусловно, каждый инвалид нуждается в средствах для существования, а размер пенсии и социальных выплат, в сравнении с нынешними ценами на лекарственные препараты и медицинское оборудование крайне мал [10].

При поиске работы люди с инвалидностью сталкиваются с множеством проблем, основными из которых является нежелание работодателя принимать на работу инвалида и недоступность объектов инфраструктуры города. Первая из проблем носит затяжной  характер, несмотря на установленные в области квоты и льготы, многие работодатели опасаются принимать на работу людей с инвалидностью. Безусловно, практический каждый из них понимает, что инвалиды также имеют право на трудоустройство, но работодатель не может преодолеть внутренних предрассудков и нежелания создавать специальные условия труда для инвалидов.

Еще одним затруднением на пути к решению проблемы  трудоустройства инвалидов является отсутствие доступной окружающей среды. Проблема проезда к месту работы появляется уже на выходе из дома: большая часть домов не оборудована пандусами, а если пандусы и есть, то только на выходе из подъезда, внутри дома же они отсутствуют, кроме того, пандусы очень часто находятся в непригодном состоянии и изначально построены с несоблюдением стандартов. Далее встает вопрос о передвижении на транспорте, для инвалидов с коляской попасть туда просто невозможно, людям с нарушением зрения затруднительно узнать номер транспортного средства. Согласно отчету Министерства социальной политики Свердловской области «О ходе реализации государственной программы Российской Федерации «Доступная среда»», доля транспорта, оборудованного для перевозки маломобильных группа населения составляет всего 11% в 2014 году.

Помимо названых выше проблем, существует еще одна немаловажная, связанная с отсутствием у самих инвалидов необходимых навыков и умений. Причиной тому становятся трудности с образованием, дополнительным обучением, переобучением и социализацией инвалидов, а также с их собственными страхами и комплексами. безусловно, к образовательным организациям и к организациям, осуществляющим обучение, предъявляется ряд требований, направленных на обеспечение доступности образовательных услуг для данной категории граждан.

Условия обучения и содержание образования обучающихся-инвалидов, согласно части 1 статьи 79 Федерального закона «Об образовании в РФ» определяются адаптированной образовательной программой, разработанной с учетом индивидуальной программы реабилитации. Для этого организации, осуществляющие образовательную деятельность, создают специальные условия для обучения инвалида, среди которых можно выделить следующие: разработка и реализация специальных образовательных программ и методов обучения; использование в образовательном процессе специальных учебных материалов (учебников, учебных пособий и дидактических материалов) И специальных технических средств обучения; организация сопровождения образовательной деятельности путем предоставления услуг ассистента (помощника), оказывающего необходимую техническую помощь; проведение коррекционных занятий. Особое значение имеет обеспечение доступности образования посредством оборудования зданий, где осуществляется образовательная деятельность, соответствующими средствами (например, пандусами, лифтами).  

Среди большого количества нормативных правовых актов, регулирующих занятость и трудоустройство граждан в Российской Федерации, наиболее важное место занимает Конституция Российской Федерации. В статье 37 провозглашается, что «каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду» [2]. В то же время, Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» относит инвалидов к категории нетрудоспособных граждан [6].  Обеспечение занятости инвалидов регулирует статья 20 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» [8], В соответствии с которой, инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем проведения следующих специальных мероприятий: установление квот; резервирование мест для трудоустройства инвалидов; стимулирование создания дополнительных рабочих мест; создание необходимых условий труда; создание условий для предпринимательской деятельности инвалидов; организация обучения инвалидов профессиям [8]. Кроме того, статья 5.42 Кодекса об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за нарушение прав инвалидов в области трудоустройства, а именно - за отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты и необоснованный отказ в регистрации инвалида в качестве безработного [3].

В Свердловской области действует государственная программа «Содействие занятости населения Свердловской области до 2020 года», которая предусматривает положения относительно трудоустройства инвалидов, затрагивающие как  непосредственное трудоустройство инвалидов, ТАК И повышение доступности учреждений службы занятости для них (оборудование учреждений элементами доступности для инвалидов). Программа включает ряд целевых показателей, например, с 2014 по 2020 годы предполагается ежегодно увеличивать численность трудоустроенных инвалидов на 10 человек [4]. Законом Свердловской области «О содействии занятости населения Свердловской области» [7] устанавливается квота для приема на работу инвалидов. В зависимости от размера организации и условий труда квота составляет от 2 до 3 %.

Каждый человек, в том числе и инвалид, имеет право обратиться В службу занятости населения, которая, в свою очередь, будет оказывать помощь в получении необходимых знаний и навыков, а также и в трудоустройстве. Например, «Екатеринбургский центр занятости» привлекает работодателей к решению данной социальной проблемы, вне зависимости от того, возложена на предприятие обязанность принимать на работу инвалидов или нет [1]. Одним из значимых направлений по трудоустройству инвалидов является проведение ярмарок вакансий  для лиц с ограниченными возможностями, в которых принимают участие работодатели, готовые принять на работу людей с инвалидностью. В Свердловской области подобные мероприятия проводятся несколько раз в год. [10].

Для решения проблемы трудоустройства инвалидов необходим комплексный подход. Первое направление - решение проблемы нежелания работодателей принимать инвалидов на работу. Для этого необходимо проведение обязательных тренингов и семинаров для работодателей, на которых преодолевался бы, в первую очередь, психоэмоциональный барьер. Далее, целесообразным было бы использование иностранного опыта  в нашей стране, так, например, в некоторых странах за неисполнение квот по устройству инвалидов организации выплачивают специальные взносы в целевые фонды, средства которых распределяются на создание рабочих мест для инвалидов и адаптацию существующих рабочих мест к нуждам людей с ограниченными возможностями. Помимо этого, в некоторых государствах существует система стимулирования работодателей, направленная на трудоустройство лиц с тяжелыми формами инвалидности посредством заполнения сразу нескольких мест квоты.  Например, при принятии на работу человека, пользующегося инвалидной коляской, работодатель заполняет не одно, а два и более квотированных места [5]. Подобное стимулирование может использоваться и при приеме на работу инвалида без опыта работы или при необходимости обучения его дополнительным навыкам.

В сфере создания доступной среды и сейчас ведется активная работа, реализуется государственная программа «Доступная среда». Но предпринимаемых государством мер в рамках реализации данной программы недостаточно для обеспечения инвалидов комфортной средой существования. Для решения этой проблемы необходимо не только обязать застройщиков создавать пандусы, но и ввести ответственность за несоблюдение их стандартов, вплоть до отказа на ввод дома в эксплуатацию.

Что касается самих инвалидов, необходимо дальнейшее развитие программ адаптации и социализации инвалидов, обеспечение им свободного доступа к среднему профессиональному и высшему образованию. Так как инвалиды имеют различные отклонения здоровья, необходимо дифференцировать образовательные программы и условия реализации образовательной деятельности в зависимости от заболеваний. Минобрнауки России и Рособрнадзор уже сейчас ведут активную политику в части адаптации образовательной среды и инфраструктуры к нуждам инвалидов. Важно отметить, что наличие специальных средств обучения и соответствие  материально-технической базы организаций, осуществляющих образовательную деятельность, особым требованием к обеспечению доступности зданий и сооружений, становятся одним из предметов проверок, проводимых органами власти в рамках государственной регламентации образовательной деятельности. 

Проблема трудоустройства инвалидов имеет системный характер, поэтому ее решение также требует комплексных мер на всех уровнях, начиная от федеральных государственных  органов и заканчивая органами местного самоуправления и частными фирмами. Сейчас государством принимаются различные меры по улучшению положения инвалидов в обществе. Тем не менее, принимаемых усилий пока недостаточно для обеспечения всех желающих трудиться инвалидов рабочим местом. Данную проблему невозможно решить только с помощью мер административного и нормативно-правового характера, необходимо изменение отношения к проблеме со стороны всего общества в целом.