Если говорить о России, то она всегда оставалась для западной общественности неким чуждым Востоком, экзотической страной, обладающей собственными неповторимыми характеристиками, образом жизни, ментальностью и культурой [1]. Такое восприятие нашего государства в полной мере присуще и Великобритании - стране, которая на протяжении более четырех веков остается для России достаточно сложным, но в то же время важным партнером.
Почему сложным? Дело в том, что российско-британские отношения характеризуются нестабильностью и во многом зависят от политической конъюнктуры как в самой Великобритании, так и на Западе в целом. Почему важным? Потому что Лондон входит в число основных российских инвестиционных партнеров, и, к тому же, Российская Федерация занимает отнюдь не последнее место в списке импортеров британской продукции. По крайней мере, занимала до событий 2014 г., после которых по понятным причинам наблюдается спад в торгово-экономическом сотрудничестве двух стран [2].
Что касается образа России в Великобритании, то он также напрямую связан с изменением ситуации на международной арене. После распада СССР в 1991 г. возникла Российская Федерация. Из равнозначного партнера она превратилась в проигравшую в холодной войне страну, с мнением которой можно не считаться.
Средства массовой информации Великобритании по-разному описывают нынешнюю Россию. Одни считают, что она начала свою историю с чистого листа, другие воспринимают ее как преемницу Советского Союза, третьи же говорят о продолжении российской истории, которая была «прервана» в 1917 г. Ввиду этого в речах британских политических лидеров и статьях журналистов встречаются стереотипы, которые зачастую не имеют ничего общего с действительностью, но тем не менее помогают узнать, каким образом представители разных государств воспринимают друг друга [9]. Ведь что такое стереотип? Словарь политических терминов дает следующее определение: это массовый, устойчивый, упрощенный, эмоциональный образ или представление о социальной группе, лидере, процессе, модели поведения [7].
В связи с этим цель данной работы - определить, как стереотипы о России, представленные в средствах массовой информации Великобритании, влияют на двусторонние отношения. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- проанализировать статьи ряда авторитетных британских изданий о роли России на мировой арене, ее внутренней и внешней политике, действиях лидера российского государства;
- выявить и охарактеризовать основные стереотипы и образы России, которые прослеживаются в медиасфере Великобритании;
- определить степень их воздействия на российско-британские отношения.
Прежде всего, стоит еще раз отметить, что на протяжении многих веков западный мир со страхом и пренебрежением относился к России, считая ее варварской страной. Русских царей обвиняли в грубых и жестоких нравах, а священников обличали в невежестве. Также британскому политическому деятелю У. Черчиллю приписывают фразу: «Варвары добрались до сердца Европы», якобы сказанную им в 1945 г. в адрес нашей страны. К России времен М. Горбачева и Б. Ельцина добавился еще один образ. Европа, в частности Великобритания, начала рассматривать ее как своего «ученика» - то прилежного, то нерадивого [5]. Нужно сказать, что эти стереотипы никуда не пропали. Они продолжают существовать и сегодня.
О варварском отношении в России к личности и правам человека читателям британской прессы с завидным упорством напоминает русскоязычное заимствование «gulag» - тюремный лагерь, где во времена Советского Союза в очень плохих условиях содержались заключенные. Слово «vodka» (которое если и комментируется, то как очень крепкий, варварский напиток), наряду со словом «gulag», вошло в английские словари и является олицетворением пьянства, свойственного «невежественному русскому человеку» [8].
Еще один стереотип, который уходит корнями в историю, заключается в том, что СМИ Великобритании рассматривают Россию как страну политического деспотизма. Представление о том, что Россия - это монархия, связано с особенностями русского национального сознания, которому, по мнению западных журналистов, присущи такие характеристики, как склонность к несвободе и покорность властям. Глава российского государства в британской медиасфере описывается как пользующийся абсолютной властью монарх, «помазанник Божий», а структура государственной власти - своего рода феодальная иерархия, в которой существует не только царь, но и наследник престола, разнообразные феодалы, императорский дом и свита [3]. Это может показаться странным, ведь Великобритания является конституционной монархией, и в ней сильны монархические традиции, но тем не менее неограниченная власть, которая приписывается России, у британцев ассоциируется с деспотизмом монарха и бесправием народа, что, соответственно, не может получить положительной оценки западной аудитории.
Возвращаясь к теме главы российского государства, можно заметить, что в британских СМИ вновь и вновь анализируется образ Владимира Путина. Когда он только баллотировался в президенты в 2000 г., в статье британской газеты The Guardian под названием «Царь Владимир Грозный мечтает о сегодняшней короне» было опубликовано следующее: «России уже знакома история, когда однажды к власти пришел молодой царь, мечтавший расправиться с богатыми, коррумпированными боярами. Как и у Путина, у него были чистые моральные идеалы, но очень слабое государство для того, чтобы проводить их в жизнь без тиранического насилия. Его звали Иваном IV, известным как Иван Грозный» [10].
Исходя из этой статьи, напрашивается вывод о том, что не последней темой, которая обсуждается в медиасфере Великобритании, является тема коррумпированной России. Кроме того, нередко в контексте со словами «Russian» и «Russia» встречается понятие «brutality» - жестокость, что также ассоциируется с нашей страной.
В связи с этим британские СМИ подхватили идею о возрождении образа «медведя», который используется на Западе для описания России уже более пяти веков. После окончания холодной войны популярность образа несколько снизилась, но в последние годы он снова прочно закрепился в западном сознании. Несмотря на то, что медведь олицетворяет силу, мощь и величие, Россия в дискурсе британской прессы представлена именно как злой медведь, который грубо вторгается на территории суверенных государств [4].
Итак, если в досоветский период Россию называли «жандармом Европы», в советский период она именовалась «империей зла», то сегодня, несмотря на значительное усиление международного влияния, наша страна в средствах массовой информации Великобритании описывается как царство нищеты, коррупции и бюрократии. Поэтому можно смело утверждать, что стереотип ассоциации России с образом СССР, т.е. «образом врага», жив до сих пор. Подтверждение этому можно найти в исследованиях креативного агентства E-generator, которое в 2007 г. разработало систему оценок отношения иностранных средств массовой информации к России. По составленному рейтингу ясно, что в целом Россию в мире воспринимают негативно, а отрицательные значения таких британских изданий, как The Financial Times и The Economist лишь в очередной раз свидетельствуют о нарастании русофобии в прессе Великобритании [6].
Таким образом, анализ публикаций британских СМИ о России позволяет сделать вывод о том, что восприятие нашей страны Великобританией зачастую строится на основе поверхностных, схематизированных дефиниций, которые способны влиять на сознание общественности, формируя определенное отношение к явлениям и процессам, происходящим в России. Так называемые стереотипы прочно и надолго вписываются в рамки образа нашей страны и упрощают понимание ее действительности. Российская Федерация на страницах британских газет чаще всего представлена в роли коррумпированной страны-агрессора во главе с правителем-тираном, у которого явно прослеживаются имперские амбиции. Традиционно в британской медиасфере за нашей страной закрепился образ медведя, которого разбудили, и теперь он злится и готов напасть. Эти и другие резкие заявления в сочетании с далеко не всегда обоснованной критикой в адрес России, безусловно, повышают градус напряженности во взаимодействии двух стран.
В этой связи России необходимо большее внимание уделять публичной дипломатии, которая является неотъемлемым компонентом «мягкой силы» государства. Пока российская политика в данной сфере явно уступает другим мировым державам, выстроившим определенные программы уже несколько десятилетий. Конечно, определенные результаты есть: благодаря увеличению финансирования публичной дипломатии, информирование британской общественности о России стало возможным, но тем не менее этого недостаточно. Нашей стране необходима комплексная долгосрочная стратегия для того, чтобы создать заслуживающую доверия репутацию в мире в целом и в Великобритании в частности.