Целью моего исследования является анализ положения Бутана как одного из буферных государств. Данная цель конкретизировалась в следующих задачах:
1) рассмотреть современное геополитическое положение Бутана в качестве яркого образца буферного государства;
2) выявить тенденции в развитии отношений Бутана с его соседями - Китаем и Индией;
3) охарактеризовать перспективы дельнейшего развития страны.
История Бутана неразрывно связана как с Индией, так и с Китаем. Отношения между государствами всегда отличались высокой напряженностью, а в силу объективных причин Бутан, особенно начиная с XX века, вынужден лавировать между могущественными соседями, ведь одной гранью отношений была ведущая в никуда изоляция, мешавшая развиваться столетиями, а другой - потеря культурной идентичности, экономической самостоятельности и, в конечном счете, суверенитета.
Исторически сложилось так, что изолированный от внешнего мира Бутан оказался вассальным по отношению к Британской империи государством. Как автономное королевство Бутан ведет свою историю с 1907 года, однако полноценная независимость была обретена страной лишь после того, как в свою очередь ее получила Индия в 1947 году. Традиционные связи с ней лишь окрепли после присоединения Тибета к Китаю. Непосредственно прилегая к этой территории, Бутан оказался под угрозой потери едва обретенной независимости. В этих условиях был заключен пакт с Индией о защите от китайского вторжения [7]. До сих пор безопасность Бутана гарантируется индийскими войсками. Еще в 1958 году премьер-министр Индии Джавахарлал Неру сделал заявление о том, что «любая агрессия против Бутана будет рассматриваться как агрессия против Индии». Несмотря на то, что Бутан обладает собственными вооруженными силами (в составе Королевской бутанской армии, Королевских телохранителей, ополчения и Королевской бутанской полиции), полную ответственность за их подготовку и оснащение несет Индия [7].
Не менее тесными являются и экономические связи двух стран. Индия - основной торговый партнер Бутана, экспорт гидроэлектроэнергии в эту страну, наряду с сельским хозяйством и туризмом (который жестко регулируется властями) составляют основные статьи доходов бутанского бюджета. Что примечательно, правительство Бутана официально не рассматривает ВВП как мерило развития экономики, а ориентируется на показатель валового национального счастья (Gross National Happiness). Это рассматривается как ключевой элемент строительства экономики, которая бы согласовывалась с буддистскими духовными ценностями [3]. В целом же, несмотря на тесные двусторонние отношения, Бутан относится к Индии с некоторой осторожностью, опасаясь за свой суверенитет и культурную идентичность.
Если для Бутана Индия - властный и могущественный, но в целом доброжелательный сосед-покровитель, то в отношениях с Китаем все значительно сложнее. Страны не имеют установленных дипломатических отношений [9] (до 1971 года - год вступления Бутана в ООН - его интересы при переговорах с Китаем и вовсе представляла Индия), а напряженность в китайско-бутанских отношениях существенно возросла после включения Тибета в состав КНР. С тех пор защита от Китая стала приоритетной задачей для Бутана. По различным оценкам, в страну бежало около 6000 тибетцев, которым было предоставлено политическое убежище [4]. Тем не менее, в 1970-1980-х годах между странами начался переговорный процесс, в основном по пограничным вопросам, кульминацией чего стало подписание в 1998 году договора о мире и спокойствии на границе, а также договоренность о построении отношений на основе пяти принципов мирного существования. Однако граница между государствами так и не была урегулирована, а территориальные споры являются источником потенциальных конфликтов. Ввиду этого какое-либо плодотворное сотрудничество между странами чрезвычайно затруднено.
Таким образом, для полноты картины можно сделать следующие выводы о современном международном положении Бутана:
1) страна, по сути, находится под достаточно благожелательным, но не вызывающим сомнений индийским покровительством. Безопасность Бутана напрямую обеспечивается Индией, которая также является ключевым эконмическим партнером гималайской монархии;
2) основным источником нестабильности является китайско-бутанская граница, позиция Пекина по этому вопросу ясна не до конца, а в случае силовой акции с китайской стороны Бутан не располагает достаточными силами для противодействия (пожалуй, вершиной бутанской военной мощи стала проведенная в декабре 2003 года операция по выдворению из пограничных районов сил ассамского сопротивления) [6];
3) будущее Бутана в самом общем смысле слова находится в абсолютной зависимости от двух переменных: положения Китая и положения Индии. При этом, какими бы коренными не были внутренние перемены в самом Бутане, вызванные изменением баланса между Индией и Китаем, они едва ли окажут заметное влияние на региональные процессы в целом.
Прежде чем говорить о перспективах Бутана более подробно, необходимо ответить на вопрос: для чего Индии носиться с Бутаном словно с писаной торбой, содержать его армию, брать на себя обязательства по обороноспособности, наконец, закупать электроэнергию? (импортируемые Индией 5000 мВт в год - для нее капля в море, а вот для Бутана - заметная статья доходов бюджета) [8].
Ответ становится ясным при взгляде на индийско-китайскую границу: территории Непала и Бутана разделяют ее на три участка, причем бутано-китайская граница является в этой системе наиболее слабым звеном. Учитывая напряженность индийско-китайских отношений, для Индии чрезвычайно важной задачей является охрана и укрепление границы с КНР. Поэтому значительные вложения в обороноспособность Бутана не вызывают удивления. Кроме того, на территории Бутана индийцами возводятся объекты инфраструктуры (мосты, дороги, аэродромы и пр.), приносящие несомненную пользу и самому Бутану. На его территории расположена индийская военная база в Хаа и несколько представительств, а с 1962 года в Бутане действует индийская военная организация IMTRAT (Indian Military Training Team).
Итак, какое же будущее может ожидать Бутан? Говоря откровенно, в обозримой перспективе стране едва ли удастся добиться статуса сколько-нибудь значимого регионального игрока. Причины этого кроются не только в чрезвычайно сложном геополитическом положении, о котором уже упоминалось, но и в сугубо внутренних причинах. Долгое время страна проводила политику изоляционизма, а доступ иностранцев, изначально непростой по географическим причинам, дополнительно осложнялся правовыми аспектами. И в настоящее время Бутан остается труднодоступен даже для туристического визита (за исключением граждан Индии, пользующихся правом беспрепятственного посещения страны). Кроме того, информационные потоки, проникающие и исходящие, крайне скудны, СМИ находятся на весьма низкой ступени развития. Автократический режим и невысокий уровень образованности населения не оставляют надежд на создание в ближайшем времени общества, способного повести страну по пути устойчивого прогресса. Отсутствует как индустриальная база для развития экономики (около 80 % населения заняты в сельском хозяйстве) [5], так и значимые запасы полезных ископаемых. И все-таки свои перспективы у Бутана есть.
Связаны они, прежде всего, с высшим руководством страны и проводимой им политикой. Бутан возглавляет молодой и энергичный 35-летний король Джигме Кхесар Намгьял Вангчук (один из самых молодых ныне находящихся у власти руководителей государств). Хотя страна и является конституционной монархией со своим парламентом и премьер-министром, король обладает реальной властью, которую использует для постепенной модернизации Бутана. Однако помимо осторожных реформ в социальном (таких, как создание телевидения в 1999 году) и политическом плане (постепенное внедрение механизма парламентских выборов с 2006 года), гораздо большее внимание уделяется развитию ведущей отрасли - сельского хозяйства.
Бутан является одной из самых экологически передовых стран Азии и мира (половина территории объявлена национальными парками, существуют планы по доведению этого показателя до 80 %, запрещены химические удобрения, экологически вредные производства, а также курение [2], выращивание и оборот табака и табачных изделий). Национальной идеей является уже упомянутая концепция валового национального счастья (ВНС), являющая, по сути комплексом мер по постепенной экономической модернизации, социальному, культурному и экологическому развитию, а также общему повышению уровня жизни и благосостояния населения. Следует отметить, что бутанский эксперимент по построению «счастливого» государства пока не вызвал существенного интереса у мировых держав, несмотря на то, что бутанский посол даже выдвигал в ООН идею использования ВНС в качестве одного из параметров мирового развития [1]. В целом, если давать краткую характеристику отношениям Бутана со странами «первого мира», можно отметить следующее. Королевство в последние десятилетия существенно открылось миру, однако не сумело стать желанным партнером и целью для вложения инвестиций, что не в последнюю очередь вызвано курсом на отказ от развития промышленности в пользу сохранения природы и окружающей среды.
Что можно сказать в заключение? Несмотря на то, что страна окружена Индией и Китаем, не имеет выхода к морю, несмотря на отсутствие экономических мощностей и один из самых низких в мире показателей ВВП, несмотря на невысокий уровень общественного развития и закрытость от мира, «пациент скорее жив, чем мертв». Бутан подает сигналы медленного, но устойчивого развития, король постепенно одаривает подданных благами цивилизации, сохраняя при этом основы бутанского существования: буддизма, работы на земле, семьи и бережного отношения к природе.
В условиях, когда у страны нет никаких возможностей стать новым азиатским тигром, подобная политика представляется единственно правильной. Резкая модернизация, индустриализация и допуск Запада «к телу» уничтожили бы вековой уклад жизни, подорвали бы основы общества и превратили бы Бутан из подопечного Индии (которая хотя и имеет огромное влияние на все сферы жизни королевства, но с уважением относится к основам его строя и общественной жизни) в марионетку западных держав. Перед страной встала бы мрачная, но реальная перспектива высасывания и так немногочисленных ресурсов и создания вредных производств, после чего она была бы выброшена на обочину мирового развития, или, что еще хуже, использована как плацдарм Запада практически «за пазухой» у Индии и Китая. Такой вариант развития событий точно не понравится двум мировым гигантам, поэтому в интересах каждого из них удерживать Бутан: Индии - «под крылом», Китаю - «в ежовых рукавицах».