Однако многочисленные внешние и внутренние факторы такие как: исторические особенности стран, нюансы современной политической ситуации, международные процессы, приводящие одновременно и к росту региональной фрагментарности и, напротив, к углубляющейся взаимозависимости экономик, не позволяют рассматривать проблему лидерства в Латинском регионе как однозначно решенную.
Исходя из вышеизложенного, основная цель моей работы - оценить реальные возможности Бразилии для утверждения в роли неоспоримого лидера Латинской Америки. Чтобы достичь поставленной цели, необходимо выполнить следующие задачи: осуществить мониторинг внешнеполитической ситуации в регионе; определить основных игроков в этой части мировой арены; проследить вероятные изменения политической и экономической обстановки внутри Бразилии.
Прежде чем рассматривать перспективы регионального лидерства Бразилии, дадим характеристику этому феномену.
Региональный лидер - это «государство, которое за счет обладания решающими критериями в процессе региональных отношений, в масштабах определенного политико-географического региона и при наличии признанного авторитета способно претворять в жизнь собственное видение региональных аспектов международных отношений и имеющее возможность противостоять устремлениям других стран, при этом не нанося вред собственным национальным интересам» [7, с. 102].
Разумеется, это определение не является исчерпывающим. Внутри лидерства существует множество подвидов, каждому из которых соответствует определенный набор находящихся в распоряжении у лидера ресурсов и определенные представления о желаемой структуре международных отношений.
В контексте внешней политики Бразилии представляется рациональным рассматривать ее лидерство в регионе как носящее «мягкий» или «консенсуальный» характер. «Основными чертами этого типа лидерства являются открытость и либеральность. Структура такой системы является многополярной, но с определенной степенью доминирования одного субъекта в идеологической области. В данной ситуации для лидера характерно артикулирование своих интересов на мировой арене посредством "гибкой политики"» [8].
Бразилия исторически сосредоточила наибольшее количество ресурсов, необходимых для достижения позиций первенства по показателям внутри- и внешнеполитической силы. В первую очередь, это заключается в обширной территории, составляющей почти 1/2 площади всего региона, выгодном географическом положении, располагающем богатыми недрами Амазонии и континентального шельфа. В 1985 г. Бразилия, первой на континенте, освободилась от военной диктатуры и стала наращивать экономическую мощь, осуществляя неолиберальную модернизацию хозяйственной жизни. Это во многом стало показательным для других государств региона - Аргентины, Боливии, Уругвая, Чили, принявших бразильскую модель реформирования.
Однако постараемся выявить и проанализировать наличие характеристик регионального лидера у Бразилии на современном этапе международных отношений.
В первую очередь, фундамент лидерства того или иного государства в определенной части мировой арены закладывается его отношениями с соседями. Латинская Америка является трудно прогнозируемым регионом ввиду региональных взаимоотношений, чувствительных к внешним и внутренним конъюнктурным изменениям.
Особенность Бразилии заключается в отсутствии у нее четко разработанной Концепции внешней политики, активном использовании вместо этого инструментов «мягкой силы» и экономического давления в отношении своих соседей [2]. В период президентства Лулы да Силва (2003-2011) во внешней политике Бразилии стала приоритетной цель объединения латиноамериканских стран на основе их «регионального национализма», что пытались осуществить и первые бразильские президенты: Ф. Мелу (1990-1992), по инициативе которого в 1991 г. юридически оформился интеграционный блок МЕРКОСУР (Бразилия, Аргентина, Уругвай и Парагвай); И. Франку (1992-1995), предложивший в 1993 г. проект объединения МЕРКОСУР, Андского сообщества наций (Боливия, Колумбия, Эквадор, Перу) и Чили, бывшей участницы АСН, в зону свободной торговли. Последовательно проводя в жизнь идею о латиноамериканском единстве путем экономической интеграции, Бразилия выходит к более тонким аспектам регионального сотрудничества - политическому и культурному диалогу. В декабре 2004 г. был совершен интеграционный прорыв: создан Союз южноамериканских наций - УНАСУР, ставший площадкой для политической, социально-экономической, инфраструктурной интеграции 12 государств Латинской Америки. По утверждению Б.Ф. Мартынова, «укрепление "геополитического кольца" энергетическим и продолжающиеся усилия южноамериканских стран по развитию континентальной инфраструктуры связи между всеми его ареалами следует рассматривать как фактор стабилизации внутрирегиональных отношений» [5].
Однако относительно слабые экономики государств Южной Америки, преимущественно аграрно-индустриального типа с малой долей инновационного и военно-промышленного секторов, крайне неустойчивы в своей внешнеполитической направленности. Наиболее опасную конкуренцию Бразилии составляет Аргентина, исторически стремившаяся стать «европейской» державой на континенте. Аргентина, сейчас признавая себя в роли второй по значимости страны после Бразилии, составляет вместе с ней фундамент МЕРКОСУР. Бразилия за неимением жестких средств давления на страны Латинской Америки может потерять свой авторитет, если к руководству в некоторых странах придет «проевропейски настроенное» правительство. В Аргентине после выборов, которые состоятся в октябре 2015 г., возможна смена внешнеполитического курса страны, поддерживаемого на данный момент президентом К. Киршнер. Назревающий технический дефолт, тяжелая экономическая ситуация, вызвавшие волнения и демонстрации, привели к «снижению поддержки «киршнеризма» в Аргентине и сокращению числа тех кандидатов в президенты, которые придерживаются нынешнего курса» [3].
Кроме прямой зависимости между проводимыми внешнеполитическими курсами стран Латинской Америки и степенью их ориентированности на США и западные ценности, наблюдаются тенденции к фрагментации Южной Америки, стремлению стран региона к большему суверенитету в действиях. В этой связи серьезные опасения у Бразилии вызывает сформированный в июне 2012 г. Тихоокеанский альянс (ТА) - интеграционное объединение в составе Мексики, Колумбии, Перу, Чили. Хотя страны-члены ТА, безусловно, не отказываются от сотрудничества и с Бразилией и в рамках инициированных ею интеграционных объединений, все же очевидны «эгоцентричные» настроения этих государств ввиду проводимой ими политики активного развития отношений со странами АТР [4].
Препятствием в признании за Бразилией статуса лидера на континенте являются также и внерегиональные «игроки»: в первую очередь, это США, в чью ближайшую сферу влияния входит весь Южноамериканский регион, Западная Европа, а также все глубже проникающий на континент Китай.
Следует отметить, что Вашингтон, всегда считавший Латинскую Америку подконтрольным себе регионом, все чаще сталкивается если не с леворадикальными настроениями правительств отдельных стран, то довольно сдержанной в отношении США политикой. Бразилия в качестве основной силы, сопротивляющейся влиянию своего североамериканского соседа, успешно развивает контакты с другими странами по всем направлениям. Однако США, ослабив свои позиции в Латинской Америке, вследствие активного вовлечения в международные процессы в Европе, Азии и на Ближнем Востоке, приобрели в качестве соперника такую сильную державу, как КНР, а, следовательно, Китай и для Бразилии может в скором будущем превратиться из партнера в одного из конкурентов. По данным на 2013 г. Китай, являясь основным торговым партнером Бразилии, наращивает экономическое сотрудничество и с другими странами, в частности, с Венесуэлой и Аргентиной [2]. Эти процессы укрепления связей региона с экономически мощной КНР, выстраиваемые на ассиметричной внешней торговле, рискуют помешать Бразилии закрепить свое лидерство.
Однако опасность чрезмерного присутствия в регионе КНР и США Бразилия может погасить, налаживая сотрудничество с другими странами мира, в первую очередь, с членами БРИКС, уравновешивая тем самым доли зарубежных партнеров во внешней торговле.
Наконец, третий и основной параметр, без которого нельзя оценивать лидерский потенциал ни одного значимого актора - это политический и социальный климат в стране. Многие ученые, специализирующиеся на изучении Латинской Америки, предсказывают Бразилии непростой период.
Спад темпов роста ВВП вплоть до стагнации в 2015 г., новая экономическая программа, направленная на сокращение бюджетных расходов и больно ударившая, прежде всего, по среднему классу, а также «нерациональное расходование средств на мегапроекты, связанные с проведением чемпионата мира по футболу 2014 г. и подготовкой к Олимпийским играм 2016 г.» привели к довольно нестабильной ситуации в стране. Прокатившиеся в марте 2015 г. массовые демонстрации с требованиями отставки президента подтверждают факт о неблагоприятной для правительства обстановке [6].
Вместе с тем, по заявлениям самой Д. Руссефф, «уличные протесты против коррупции и призывы к импичменту президента - очередное напоминание о том, что борьба за принципы демократии делает Бразилию сильнее, чем когда бы то ни было». А сами призывы демонстрантов к импичменту, к тому же преувеличенные газетой The New York Times, не имеют под собой никаких юридических оснований [9].
Таким образом, суммировав проанализированные факторы регионального лидерства, можно утверждать, что Бразилия вполне способна удержать планку первенства в Латинской Америке ввиду своего достаточно мощного экономического, военно-технического и инновационного потенциала, грамотного применения инструментов «мягкой силы» в отношении стран региона, а также общей многовекторности внешней политики.