Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

THE POTENTIAL OF BRAZIL IN GETTING A LEADER’S ROLE OF LATIN AMERICA: EVENTUAL RISKS AND RIVALS

Ivanova A.V. 1
1 Saratov State University
In the XXI century Latin America is becoming one of the centers of multipolar world system, and Brazil is able to play the role of regional leader. The distinction of Brazil’s foreign policy lies in active using of regional integration tools and this promotes unity of Latin America’s countries with Brazil as chief. Although non-regional actors interfere with this process: the USA, the PRC and countries of the European Union. Furthermore, the economic and political situation in Brazil isn’t considered as prosperous. Otherwise, Brazil government’s reforms help rising of democratization, consolidation of civil institutions, general improvement of living standard and welfare. Consequently, Brazil is capable enough to be the regional leader due to its powerful economic, martial, technical, innovation potential, relevant using tools of “soft power” pertaining to Latin America’s countries and general multivector foreign policy.
Brazil
regional leadership
“soft power”
multivectorness.
В начале XXI столетия Латинская Америка под влиянием процессов глобализации из сателлита своего «старшего брата» США превращается в один из центров многополярного мира. Бразилия, в силу своих геоэкономических и геокультурных особенностей, готова принять на себя роль регионального лидера, что послужило бы для нее опорной базой в достижении статуса мировой державы.

Однако многочисленные внешние и внутренние факторы такие как: исторические особенности стран, нюансы современной политической ситуации, международные процессы, приводящие одновременно и к росту региональной фрагментарности и, напротив, к углубляющейся взаимозависимости экономик, не позволяют рассматривать проблему лидерства в Латинском регионе как однозначно решенную.

Исходя из вышеизложенного, основная цель моей работы - оценить реальные возможности Бразилии для утверждения в роли неоспоримого лидера Латинской Америки. Чтобы достичь поставленной цели, необходимо выполнить следующие задачи: осуществить мониторинг внешнеполитической ситуации в регионе; определить основных игроков в этой части мировой арены; проследить вероятные изменения политической и экономической обстановки внутри Бразилии.

Прежде чем рассматривать перспективы регионального лидерства Бразилии, дадим характеристику этому феномену.

Региональный лидер - это «государство, которое за счет обладания решающими критериями в процессе региональных отношений, в масштабах определенного политико-географического региона и при наличии признанного авторитета способно претворять в жизнь собственное видение региональных аспектов международных отношений и имеющее возможность противостоять устремлениям других стран, при этом не нанося вред собственным национальным интересам» [7, с. 102].

Разумеется, это определение не является исчерпывающим. Внутри лидерства существует множество подвидов, каждому из которых соответствует определенный набор находящихся в распоряжении у лидера ресурсов и определенные представления о желаемой структуре международных отношений.

В контексте внешней политики Бразилии представляется рациональным рассматривать ее лидерство в регионе как носящее «мягкий» или «консенсуальный» характер. «Основными чертами этого типа лидерства являются открытость и либеральность. Структура такой системы является многополярной, но с определенной степенью доминирования одного субъекта в идеологической области. В данной ситуации для лидера характерно артикулирование своих интересов на мировой арене посредством "гибкой политики"» [8].

Бразилия исторически сосредоточила наибольшее количество ресурсов, необходимых для достижения позиций первенства по показателям внутри- и внешнеполитической силы. В первую очередь, это заключается в обширной территории, составляющей почти 1/2 площади всего региона, выгодном географическом положении, располагающем богатыми недрами Амазонии и континентального шельфа. В 1985 г. Бразилия, первой на континенте, освободилась от военной диктатуры и стала наращивать экономическую мощь, осуществляя неолиберальную модернизацию хозяйственной жизни. Это во многом стало показательным для других государств региона - Аргентины, Боливии, Уругвая, Чили,  принявших бразильскую модель реформирования.

Однако постараемся выявить и проанализировать наличие характеристик регионального лидера у Бразилии на современном этапе международных отношений.

В первую очередь, фундамент лидерства того или иного государства в определенной части мировой арены закладывается его отношениями с соседями. Латинская Америка является трудно прогнозируемым регионом ввиду региональных взаимоотношений, чувствительных к внешним и внутренним конъюнктурным изменениям.

Особенность Бразилии заключается в отсутствии у нее четко разработанной Концепции внешней политики, активном использовании вместо этого инструментов «мягкой силы» и экономического давления в отношении своих соседей [2]. В период президентства Лулы да Силва (2003-2011) во внешней политике Бразилии стала приоритетной цель объединения латиноамериканских стран на основе их «регионального национализма», что  пытались осуществить и первые бразильские президенты: Ф. Мелу (1990-1992), по инициативе которого в 1991 г. юридически оформился интеграционный блок МЕРКОСУР (Бразилия, Аргентина, Уругвай и Парагвай); И. Франку (1992-1995), предложивший в 1993 г. проект объединения МЕРКОСУР, Андского сообщества наций (Боливия, Колумбия, Эквадор, Перу) и Чили, бывшей участницы АСН, в зону свободной торговли. Последовательно проводя в жизнь идею о латиноамериканском единстве путем экономической интеграции, Бразилия выходит к более тонким аспектам регионального сотрудничества - политическому и культурному диалогу. В декабре 2004 г. был совершен интеграционный прорыв: создан Союз южноамериканских наций - УНАСУР, ставший площадкой для политической, социально-экономической, инфраструктурной интеграции 12 государств Латинской Америки. По утверждению Б.Ф. Мартынова,  «укрепление "геополитического кольца" энергетическим и продолжающиеся усилия южноамериканских стран по развитию континентальной инфраструктуры связи между всеми его ареалами следует рассматривать как фактор стабилизации внутрирегиональных отношений» [5].

Однако относительно слабые экономики государств Южной Америки, преимущественно аграрно-индустриального типа с малой долей инновационного и военно-промышленного секторов, крайне неустойчивы в своей внешнеполитической направленности. Наиболее опасную конкуренцию Бразилии составляет Аргентина, исторически стремившаяся стать «европейской» державой на континенте. Аргентина, сейчас признавая себя в роли второй по значимости страны после Бразилии, составляет вместе с ней фундамент МЕРКОСУР. Бразилия за неимением жестких средств давления на страны Латинской Америки может потерять свой авторитет, если к руководству в некоторых странах придет «проевропейски настроенное» правительство. В Аргентине после выборов, которые состоятся в октябре 2015 г., возможна смена внешнеполитического курса страны, поддерживаемого на данный момент президентом К. Киршнер. Назревающий технический дефолт, тяжелая экономическая ситуация, вызвавшие волнения и демонстрации, привели к «снижению поддержки «киршнеризма» в Аргентине и сокращению числа тех кандидатов в президенты, которые придерживаются нынешнего курса» [3].

Кроме прямой зависимости между проводимыми внешнеполитическими курсами стран Латинской Америки и степенью их ориентированности на США и западные ценности, наблюдаются тенденции к фрагментации Южной Америки, стремлению стран региона к большему суверенитету в действиях. В этой связи серьезные опасения у Бразилии вызывает сформированный в июне 2012 г. Тихоокеанский альянс (ТА) - интеграционное объединение в составе Мексики, Колумбии, Перу, Чили.  Хотя страны-члены ТА, безусловно, не отказываются от сотрудничества и с Бразилией и в рамках инициированных ею интеграционных объединений, все же очевидны «эгоцентричные» настроения этих государств ввиду проводимой ими политики активного развития отношений со странами АТР [4].

Препятствием в признании за Бразилией статуса лидера на континенте являются также и внерегиональные «игроки»: в первую очередь, это США, в чью ближайшую сферу влияния входит весь Южноамериканский регион, Западная Европа, а также все глубже проникающий на континент Китай.

Следует отметить, что Вашингтон, всегда считавший Латинскую Америку подконтрольным себе регионом, все чаще сталкивается если не с леворадикальными настроениями правительств отдельных стран, то довольно сдержанной в отношении США политикой. Бразилия в качестве основной силы, сопротивляющейся влиянию своего североамериканского соседа, успешно развивает контакты с другими странами по всем направлениям. Однако США, ослабив свои позиции в Латинской Америке, вследствие активного вовлечения в международные процессы в Европе, Азии и на Ближнем Востоке, приобрели в качестве соперника такую сильную державу, как КНР, а, следовательно, Китай и для Бразилии может в скором будущем превратиться из партнера в одного из конкурентов. По данным на 2013 г. Китай, являясь основным торговым партнером Бразилии, наращивает экономическое сотрудничество и с другими странами, в частности, с Венесуэлой и Аргентиной [2]. Эти процессы укрепления связей региона с экономически мощной КНР, выстраиваемые на ассиметричной внешней торговле, рискуют помешать Бразилии закрепить свое лидерство.

Однако опасность чрезмерного присутствия в регионе КНР и США  Бразилия может погасить, налаживая сотрудничество с другими странами мира, в первую очередь, с членами БРИКС, уравновешивая тем самым доли зарубежных партнеров во внешней торговле.

Наконец, третий и основной параметр, без которого нельзя оценивать лидерский потенциал ни одного значимого актора - это политический и социальный климат в стране. Многие ученые, специализирующиеся на изучении Латинской Америки, предсказывают Бразилии непростой период.

Спад темпов роста ВВП вплоть до стагнации в 2015 г., новая экономическая программа, направленная на сокращение бюджетных расходов и больно ударившая, прежде всего, по среднему классу, а также «нерациональное расходование средств на мегапроекты, связанные с проведением чемпионата мира по футболу 2014 г. и подготовкой к Олимпийским играм 2016 г.» привели к довольно нестабильной ситуации в стране. Прокатившиеся в марте 2015 г. массовые демонстрации с требованиями отставки президента подтверждают факт о неблагоприятной для правительства обстановке [6].

Вместе с тем, по заявлениям самой Д. Руссефф, «уличные протесты против коррупции и призывы к импичменту президента - очередное напоминание о том, что борьба за принципы демократии делает Бразилию сильнее, чем когда бы то ни было». А сами призывы демонстрантов к импичменту, к тому же преувеличенные газетой The New York Times, не имеют под собой никаких юридических оснований [9].

Таким образом, суммировав проанализированные факторы регионального лидерства, можно утверждать, что Бразилия вполне способна удержать планку первенства в Латинской Америке ввиду своего достаточно мощного экономического, военно-технического и инновационного потенциала, грамотного применения инструментов «мягкой силы» в отношении стран региона, а также общей многовекторности внешней политики.