Время – одна из главных ценностей современного мира и делового человека. Рабочий день современного человека зачастую не нормирован и очень загружен как следствие часто не удается сделать намеченное в срок. Чем крупнее стоящая перед нами задача, тем больше времени требуется для ее разрешения, поэтому экономия времени – это одна из важных составляющих успеха.
Такая острая проблема нехватки времени в свою очередь создает предпосылки для рождения новой бизнес идеи – универсальной службы доставки «Экспресс». Новый сервис дает возможность людям заняться более важными делами или провести выходной день в кругу близких людей, вместо того, чтобы потратить уйму времени на поиск или покупку товаров. Актуальность проекта обусловлена спросом на услуги доставки, высокими темпами роста торговли, а так же дополнительной услугой для клиентов интернет-магазинов.
Сервисное предприятие «Экспресс» специализируется на услугах внутригородской доставки всех видов: доставка грузов, корреспонденции, цветов, продуктов, лекарств, продовольственных корзин и т.д. Предприятие является посредником, который связывает конечного клиента и производителя, не только доставляя товар, но помогая выбрать лучшее среди разнообразных предложений. Проект можно рассматривать как типовой, краткосрочный бизнес-план. Предложенная в работе концепция подойдет для универсальной службы внутригородской доставки.
Предприятие направленно на два целевых субъекта: частные лица и представители малого бизнеса.
В процессе разработки проекта, было проведено маркетинговое исследование с целью сегментации потребителей и выявления потенциальных клиентов новой услуги. В опросе приняли участие жители города Шахты в количестве 87 человек, в возрасте от 14 лет и старше. Использовался случайный метод отбора респондентов. По статистике в г.Шахты проживает 238000 чел [4]. Развитие сферы услуг в городе находится на хорошем уровне, что позволяет нам с легкостью внедрить такую нестандартную услугу как универсальную службу доставки «Экспресс» [1].
Доступность цены положительно оценили более 50% респондентов. Граждане в возрасте от 18 до 45 лет в большей степени заинтересованы данной услугой и изъявили желание воспользоваться сервисом универсальной доставки, что составляет по данным Росстата 59,5% (141000) жителей г.Шахты. Совершенствованием вышеуказанной услуги возможно привести ее к повсеместному использованию населением, потому что только 30% населения в возрасте от 45 и старше заинтересовались нововведением.
Внедрению службы универсальной доставки «Экспресс» будут сопутствовать благоприятные факторы, такие как: заинтересованность людей; доступная цена; удобство пользования. После проведения опроса в городе Шахты было выяснено, что большая часть населения доверительно отнеслись к новой услуге, особенной люди, у которых мало свободного времени.
Для осуществления услуг, которые предлагает фирма «Экспресс» понадобится квалифицированный персонал (таблица 1). Менеджеры по обработке заказов должны владеть современными информационными технологиями, а так же иметь аналитические способности для качественного мониторинга рынка товаров. Курьеры должны иметь водительское удостоверение категории А,В и С.
Ежемесячный ФОТ составит 144,5 тыс. руб. (таблица 1).
Таблица 1 - Штатное расписание
Должность |
Число штатных ед. |
ФОТ |
Сумма руб. |
Администрация |
|||
Директор |
1 |
20 000 |
20 000 |
Бухгалтер |
1 |
17 000 |
17 000 |
Основной персонал |
|||
Менеджер |
2 |
15 000 |
30 000 |
Водитель-курьер |
9 |
8 000 |
72 000 |
Вспомогательный персонал |
|||
Технический персонал |
1 |
5 500 |
5 500 |
ИТОГО: |
144 500 |
Оформление заказов осуществляется посредством мобильного приложения. Ввиду огромного разнообразия видов продукции, а так же разрозненности ценовой политики у разных поставщиков или продавцов, менеджеры производят мониторинг предложений на рынке товаров и выбирают самое выгодное и лучшее. Курьер совершает покупку и доставляет заказчику по указанному адресу. Действует система предоплаты, стоимость доставки списывается со счета клиента автоматически при оформлении заказа, стоимость покупки клиент оплачивает в момент доставки. Удобная система мониторинга позволяет в любой момент времени осуществить трекинг, с той целью, чтобы точно определить местоположение курьера и корректировать место встречи с клиентом.
Таблица 2 - Сетка предоставляемых услуг
Основные услуги |
|||
Наименование услуги |
до 10 кг. |
от 11 кг. до 100 кг. |
от 100 кг. до 500 кг |
Доставка продовольственных товаров (в стоимость включен мониторинг рынка), руб. |
300 |
400 |
500 |
Доставка непродовольственных товаров (в стоимость включен мониторинг рынка), руб. |
400 |
500 |
600 |
Дополнительные услуги |
|||
Доставка набора продуктов для приготовления ужина |
1 ужин на 2 персоны (стоимость продуктов +300 руб.) |
5 ужинов на 2 персоны (стоимость продуктов + 300 руб.) |
5 ужинов на 4 персоны (стоимость продуктов + 300 руб.) |
Поиск нужного товара по фотографии, руб |
400 |
Большой интерес у клиентов вызовут дополнительные услуги. Доставка набора продуктов для приготовления ужина, очевидно, будет пользоваться большим спросом у людей занятых полный рабочий день. Благодаря мобильному приложению клиентам будет доступно меню, из нескольких блюд, сделав заказ, клиент получает необходимый набор продуктов для приготовления ужина на определенное количество персон. Услуга поиска товара по фотографии так же будет актуальна для людей ценящих каждую минуту. Менеджер совершает мониторинг интернет магазинов и находит нужный товар, при согласовании с клиентом осуществляет заказ.
Услуги службы доставки «Экспресс» являются инновационным: с точки зрения удовлетворения новой потребности и по отношению к новому рынку.
В настоящее время, в г. Шахты рынок курьерской доставки нельзя охарактеризовать как быстро растущий, в связи с этим, сервис «Экспресс» может иметь абсолютное преимущество. Внутренний рынок доставки устроен таким образом, что большая часть его участников готова пользоваться услугами «Экспресс».
Для анализа внешней и внутренней среды фирмы, и построения стратегий развития будет произведен SWOT-анализ.
Таблица 3 –SWOT-анализ
внутренняя среда |
Strengths (Сильные стороны) |
Weaknesses(Слабые стороны) |
1. отсутствие конкурентов 2. хорошо развитая информационная система 3. новизна предоставляемой услуги 4. слаженная работа, командный дух 5. способность работать в условиях динамично развивающегося общества
|
1. не высокая заработная плата 2. отсутствие собственных ресурсов для обучения и подготовки персонала 3. зависимость от рынка 4. несовершенство технических средств 5. слабая распространенность предоставляемых услуг
|
|
внешняя среда |
Opportunities(Возможности) |
Threats(Угрозы) |
1. возможность расширения деятельности 2. лоббирование конкурентов 3. формирование постоянной клиентской базы 4. диссеминация эффективного опыта, открытие филиалов в пределах области 5. возможность обучения персонала на государственных тренинговых площадках
|
1. появление конкурентов 2. снижение платежеспособности клиентов 3. нестабильная экономическая ситуация в стране 4.выход транспортных средств из строя
|
Таблица 4 –SWOT-матрица возможностей
Влияние возможностей
Вероятность реализации |
сильное |
среднее |
низкое |
высокая |
1S3O Отсутствие конкурентов благоприятно скажется на формировании клиентской базы , на это необходимо направить все усилия фирмы до появления конкурентов |
5W3O Формирование клиентской базы повлияет на распространенность услуги, и возможно повлияет на ее повсеместное использование |
1W1O Возможность расширения деятельности позволит повысить заработную плату |
умеренная |
1S1O Новизна предоставляемых услуг открывает большие возможности для расширения спектра деятельности |
3S2O Новизна предоставляемых услуг и первенство в данной отрасли станут преимуществом в конкурентной борьбе |
2W5O Отсутствие собственных кадров для обучения персонала,возможно, нивелировать с помощью гос.ресурсов по подготовке кадров |
продолжение таблицы 4
слабая |
4S4O Стратегия развития фирмы, включает в себя открытие филиалов в пределах РО, командный дух и слаженная работа персонала благоприятно повлияют на это |
|
Таблица 5 –SWOT-матрица угроз
Влияние угроз
Вероятность реализации |
сильное |
среднее |
низкое |
высокая |
3W1T Новизна предоставляемых услуг благоприятно скажется на формировании клиентской базы, что в свою очередь станет преимуществом в конкурентной борьбе |
|
|
умеренная |
2W1T Хорошо развитая информационная система поможет сохранять конкурентные позиции |
5W3T Способность работать в изменчивых условиях благоприятно скажется на работе предприятие во время нестабильной экономической ситуации в стране |
5W2T Сильная маркетинговая политика предприятия важна для популяризации услуг, чтобы удержать платежеспособных клиентов |
слабая |
3W3T Зависимость от рынка отрицательно скажется на деятельности фирмы в условиях экономического кризиса. В таком случае станет необходимым заключение договоров с поставщиками. |
1W3T Отсутствие конкурентов поможет сохранить лидерство и услуги предприятия будут востребованы определенным количеством потребителей, несмотря на непростую экономическую ситуацию в стране |
1W1T Низкая заработная плата может содействовать переходу персонала на сторону конкурентов, поэтому нужно следовать цели - увеличения спектра деятельности и повышения з.п |
При реализации проекта будут использоваться следующие методы:
Маркетинговый метод: проведен социальный опрос и анкетирование населения с целью выявления потребителей.
Адаптационный метод: внедрение новой услуги на рынке услуг г. Шахты.
Апробационный метод: анализ внедренной услуги экспертной группой и установление уровня эффективности.
Таблица 6 - График реализации проекта
№ |
Мероприятие |
Сроки |
Качественные показатели реализации |
1. |
Государственная регистрация ИП |
в течение 5 календарных дней |
|
2. |
Разработка и создание сайта и мобильного приложения |
3 мес. |
|
3. |
Аренда помещения с офисной мебелью и парковочной площадкой |
в течение 1 мес. |
поиск подходящего офиса в центре города, его аренда |
4. |
Приобретение офисного оборудования, оргтехники, канцелярских товаров |
в течение 1 недели после аренды помещения |
создание информационной системы фирмы |
5. |
Приобретение, регистрация и оформление полисов ОСАГО транспортных средств |
в течение 1 недели после аренды парковочной площадки |
|
6. |
Подбор квалификационного персонала |
в течение 2х месяцев |
подбор квалифицированных кадров на вакантные должности, психодиагностика, собеседование. |
7. |
Начало маркетинговой деятельности |
за 7 дн. до открытия в тестовом режиме |
объявления по радио, раздача флаеров, установка вывески и баннера |
8. |
Начало работы в тестовом режиме |
за 14 дн. до официального открытия |
привлечение клиентов, начало формирования клиентской базы |
9. |
Официальное открытие |
|
|
10. |
Мониторинг реализации проекта и оценка его эффективности |
спустя месяц после открытия |
SWOT-анализ действующей фирмы, оценка экономических показателей |
11. |
Коррекция процессов реализации проекта |
после проведения мониторинга |
коррекция управленческих и экономически стратегий компании на основании проведенного анализа |
12. |
Диссеминация успешного опыта в пределах Ростовской области |
|
открытие предприятий в городах области |
Суммарный объем финансирования проекта составляет 2 021 370 руб. Основную долю в финансировании занимают затраты, связанные с приобретением транспортных средств и создания информационной структуры предприятия.
Финансирование предполагается осуществить за счет равного участия собственных и заемных средств (50%-50%).
Таблица 7 - Смета расходов на приобретение основных средств (цена указана с учетом ОСАГО и налогом за один год), руб
№ |
Наименование статьи расходов |
Стоимость (ед.) руб. |
Кол-во единиц |
Всего, руб |
1 |
Скутер Nexus XP50 4Т |
24 000 |
3 |
72 000 |
2 |
Лада Гранта |
361 040 |
2 |
722 088 |
3 |
Газель (грузовая) |
732 675 |
1 |
732 675 |
ИТОГО: |
1 526 763 |
Для слаженной и бесперебойной работы фирмы необходимо разработать информационную систему фирмы.
Таблица 9 - Детализированная смета расходов для создания информационной системы предприятия
№ |
Наименование статьи расходов |
Стоимость ( ед.) руб. |
Кол-во единиц |
Всего, руб. |
1 |
Системный блок DNS Extreme [0163305] |
26290 |
2 |
52 580 |
2 |
Системный блок DNS Office [0801179] |
15 890 |
2 |
31 780 |
3 |
Монитор Samsung 23.6" S24D391HL |
9990 |
4 |
39 960 |
4 |
МФУ HP LaserJet Pro M125r |
9490 |
3 |
28 470 |
5 |
Набор беспроводная клавиатура + беспроводная мышь ASUS (A-W3000_BK) |
1 850
|
4 |
7 400 |
6 |
Стационарный телефон Panasonic KX-TS2350RUB, |
690 |
3 |
2 070 |
7 |
Коммутатор CISCO EHWIC-4ESG |
9900 |
1 |
9900 |
8 |
ПО Microsoft «Windows 8 Профессиональная» Русская версия DVD |
3550 |
4 |
14 200 |
9 |
ПО Dr.Web Малый Бизнес для Windows |
4990 |
1 |
4990 |
10 |
ПО 1С:Бухгалтерия 8 |
2050 |
1 |
2050 |
11 |
ПО 1С: Служба доставки |
5000 |
1 |
5000 |
12 |
ПО Консультант+: |
3857 |
1 |
3857 |
ИТОГО: |
202 257 |
Для начала функционирования службы доставки так же требуется создание web-сайта и мобильного приложения, посредством которых будет осуществляться прием заказов.
Таблица 10 - Смета расходов на создание web-сайта и мобильного приложения
№ |
Наименование статьи расходов |
Стоимость (ед.) руб. |
Кол-во единиц |
Всего, руб |
1 |
Вознаграждение разработчикам web-сайта и мобильного приложения для смартфонов |
30 000 |
1 |
30 000 |
ИТОГО: |
30 000 |
Для того чтобы посчитать предполагаемую прибыль, составим детализированную смету ежемесячных расходов фирмы, а так же посчитаем предполагаемую выручку (В= Ц*Об).
Таблица - 11 Детализированная смета общепроизводственных ежемесячных расходов
№ |
Наименование статьи расходов |
Стоимость ( ед.) руб. |
Кол-во единиц |
Всего, руб. |
1 |
Аренда помещения с офисной мебелью и парковочной площадкой руб./мес. |
50 000 |
1 |
50 000 |
2 |
ФОТ |
144 500 |
1 |
144 500 |
3 |
Расходы на топливо автотранспортных средств руб./месс. |
40 000 |
1 |
40 000 |
4 |
Техническое обслуживание транспортных средств |
10 000 |
1 |
10 000 |
5 |
РКО «Сбербанк России», руб./мес. |
1 200 |
1 |
1 200 |
6 |
Корпоративные сотовые услуги Тарифный план «Корпоративный безлимит» с опцией «S 500+/1500+/5000+», МегаФон, руб./есс. |
650 |
1 |
650 |
7 |
Оплата услуг Интернет-оператора |
1000 |
1 |
1000 |
8 |
Маркетинговая деятельность |
15 000 |
1 |
15 000 |
ИТОГО |
262 350 |
Посчитаем предполагаемую ежемесячную выручку, для этого среднюю цену услуги умножим на количество выполняемых заказов в день, а затем на количество рабочих дней в месяц [2].
В=380*36*30=410 400 руб.
П=410 400-262 350=148 050 - 20%(налог на прибыль)=118 440 руб.
Прибыль составляет 29% от выручки.
Р=118 440/262 350 * 100%= 45%
Рентабельность выше уровня инфляции, поэтому по данному критерию проект считается эффективным.
На начальных этапах работы с проектом применяют экспертный анализ рисков [3].
Несмотря на высокую рентабельность и быструю окупаемость проекта, теоретически, он может быть рискован. Риски, которые могут угрожать «Экспресс» представлены в таблице 12.
Таблица 12 - Возможные риски
Риски Si, i = 1... n |
Группа приоритета Qj, j=1, n |
S1 – снижение платежеспособного спроса: снижение прибыли за счёт снижения клиентской базы |
Q1 |
S2 – появление и активизация конкурентов |
|
S3 – изменение конъюнктуры рынка |
|
S4 – непредвиденные затраты, в т. ч. инфляционные: снижение прибыли за счёт увеличения заёмных средств, и выплат процентов по кредитам |
|
S5 – технически неполадки автотранспорта |
Q2 |
S6 – проблемы со связью, сетью Интернет |
|
S7 – зависимость от производителей, отсутствие альтернатив на рынке товаров |
|
S8 – срыв договоренностей между заказчиком и курьерской доставкой |
|
S9 – неплатёжеспособность потребителей: снижение прибыли из-за отсутствия платёжеспособного спроса |
|
S10 – риски снижения выработки за счёт недобросовестного выполнения обязанностей работниками |
Q3 |
S11 – недостаточный уровень З/п |
|
S12 – недостаточный уровень квалификации кадров |
|
S13 – форс-мажорные риски: ДТП |
(Примечание: Число простых рисков - 13, т.е. n = 13
Число групп приоритетов – 3, т.е. k = 3
Сделано предположение о том, что первый приоритет в 4 раза весомее третьего приоритета, т.е. f = 4)
Для расчета вероятности наступления того или иного риска, были приглашены 3 эксперта, которые осуществляли оценку вероятностей наступления рисков. В таблице 13 приведены расчеты экспертов, а так же произведен анализ разрозненности мнения экспертной группы.
Таблица 13 - Вероятность наступления каждого риска
Риски Si |
Эксперт 1 |
Эксперт 2 |
Эксперт 3 |
Средняя вероятность Di |
MAX |
S1 |
40 |
50 |
30 |
40,00 |
20 |
S2 |
60 |
60 |
80 |
66,7 |
20 |
S3 |
40 |
30 |
40 |
36,7 |
10 |
S4 |
60 |
60 |
60 |
60,00 |
0 |
S5 |
30 |
40 |
30 |
33,3 |
10 |
S6 |
10 |
5 |
10 |
8,3 |
5 |
S7 |
5 |
5 |
5 |
5 |
0 |
продолжение таблицы 13
S8 |
70 |
70 |
70 |
70 |
0 |
S9 |
70 |
80 |
70 |
73,3 |
10 |
S10 |
50 |
60 |
50 |
53,3 |
10 |
S11 |
20 |
20 |
25 |
21,7 |
5 |
S12 |
15 |
15 |
15 |
15 |
0 |
S13 |
10 |
10 |
10 |
10 |
0 |
Данные таблицы свидетельствуют о приемлемой согласованности экспертов и возможности использования в расчетах данные, так как выполняются правила оценки непротиворечивости мнений экспертов:
1:
2:. .
В данном случае эта величина равна 90/13= 6,92.
Как показали выполненные расчеты, действия экспертов, в частности их мнения, совпадают друг с другом.
1. Определим удельный вес каждого простого риска по всей их совокупности. Для этого определим вес группы с наименьшим приоритетом:
,
где k – число групп приоритетов;
f – коэффициент соотношения важности самого важного и простого рисков.
После чего, необходимо определить удельный вес остальных групп приоритетов по формуле:
Далее, необходимо произвести расчет удельного веса простых рисков:
где Mi – количество простых рисков в группе приоритета.
Расчет удельного веса остальных групп приоритетов представлен в таблице 14.
Таблица 14 - Определение удельного веса каждого простого риска
Риски Si |
Группа приоритета |
Удельный вес рисков WSi |
||
S1 |
Q1
|
|
||
S2 |
||||
S3 |
||||
S4 |
||||
S5 |
Q2
|
|
||
S6 |
||||
S7 |
||||
S8 |
||||
S9 |
||||
S10 |
Q3
|
|
||
S11 |
||||
S12 |
||||
S13 |
2. Определим общую оценку риска проекта
Общая оценка риска проекта рассчитывается как
.
Таблица 15 - Расчет общего риска проекта
Риски Si |
Удельный вес риска (Wi) |
Средняя вероятность (Pi) |
Балл |
S1 |
0,133 |
40,00 |
5,32 |
S2 |
66,7 |
8,87 |
|
S3 |
36,7 |
0,004 |
|
S4 |
60 |
0,00222 |
|
S5 |
0,0665 |
33,3 |
2,2145 |
S6 |
8,3 |
0.552 |
|
S7 |
5 |
0,333 |
|
S8 |
70 |
4,65 |
|
S9 |
73,3 |
4,8745 |
|
S10 |
0,0333 |
53,3 |
1,78 |
S11 |
21,7 |
0,723 |
|
S12 |
15 |
0,5 |
|
S13 |
10 |
0,333 |
|
Итого |
1 |
|
30,16 |
Оценивая общий риск проекта, мы получили величину, которая составляет 30,16. Данный рассчитанный показатель свидетельствует об оптимальной рискованности проекта и минимальной вероятности потери вложенных средств
Рассмотрим основные показатели эффективности инновационного проекта.
Таблица 15 - Показатели эффективности инновационного проекта
Наименование показателя |
Количественные характеристики |
Выручка, руб. |
410 400 |
Предполагаемый результат реализации проекта (чистая прибыль), руб./мес. |
118 440 |
Затраты на реализацию проекта, руб. |
2 021 370 |
Общепроизводственные ежемесячные расходы, руб. |
262 350 |
Интегральный экономический эффект, руб. |
148 050 |
Экономическая эффективность |
1,56 |
Рентабельность, % |
45 |
Период окупаемости проекта, мес. |
17 |
1. Экономический эффект показывает дополнительную прибыль, полученную в результате проекта
, где
- результат экономической деятельности,
– затраты, произведенные для его получения
Э = 410 400 – 262 350 = 148 050 руб.
2. Экономическая эффективность характеризует эффективность использования денежных средств и проекта в целом. Оптимальное значение показателя – больше единицы.
ИД = = 410 400 / 262 350 = 1,56
3. Период окупаемости проекта
= К/Д, где
К – все затраты на инновационный проект,
Д – ежемесячные денежные доходы
= 2 021 370 /118 440 = 17 мес.
Таким образом, оценка основных показателей эффективности инновационного проекта позволяет сделать вывод о том, что в целом бизнес проект является эффективным и рентабельным. И с легкостью может занять свою нишу на рынке услуг.
Курьерская служба в перспективе характеризуется чрезвычайно высокой нормой прибыли – до 90%. Именно постоянные клиенты составляют основной рынок продаж курьерских услуг. Конкурентными преимуществами могут послужить минимальная сумма необходимых инвестиций и высокая внутренняя норма доходности, широкий ассортимент услуг доставки, комплексность услуг, высокая скорость доставки и высокая компетентность оператора [5].