Сетевое издание
Международный студенческий научный вестник
ISSN 2409-529X

BENCH TEST TAPERED ROLLER BEARING FOR PLANETARY GEARS

Pivovarov A.O. 1 Shevchuk V.P. 1
1 Volgograd State Technical University
5332 KB
The most progressive transmissions are planetary gear mechanism. They can significantly reduce the overall dimensions and weight machines. One weakness in the known planetary gear needle bearings satellites is because at high loads that occur during operation of transmission of caterpillar tractors, at the ends of the needles are deformed and become useless, often faster than the given resource planetary gear. To solve this problem instead of the needle bearing was designed in the node, double conical. Was conducted bench test the durability of the bearing 7804, which revealed three times the required service life. On this basis, we can recommend this bearing supports for use in satellites known planetary gears.
dynamic load
durability
bench test
tapered roller bearing
crawler tractor
Planetary gear

Введение

Развитие современной техники ставит перед инженерами задачи связанные с расчетами, проектированием, производством и эксплуатацией различных машин и механизмов. Во всех машинах передача движения от двигателя к исполнительному устройству осуществляется передаточным механизмом. К наиболее прогрессивным передачам относятся планетарные зубчатые механизмы. Они позволяют значительно снизить габаритные размеры и массу машин.

Одним слабых мест в известных планетарных передачах является игольчатые подшипники сателлитов, так как при высоких нагрузках, которые возникают при работе трансмиссии гусеничных тракторов, иголки на концах деформируются и приходят в негодность, зачастую быстрее, чем заданный ресурс планетарной передачи. На рисунке 1 представлена планетарная передача трактора ВТ-100.

Рисунок 1 – Планетарная передача с игольчатым подшипником сателлита

Для решения данной проблемы вместо игольчатого подшипника был спроектирован в данный узел, сдвоенный конический (рисунок 2).

Рисунок 2 – Планетарная передача со сдвоенным коническим подшипником сателлита

Конические подшипники отличаются высокой грузоподъемностью, а так же возможностью воспринимать осевые и горизонтальные нагрузки. Для проектирования был выбран подшипник 6–7804У ГОСТ520, который соответствует по габаритам и может быть реализован в данном узле.

Рисунок 3 – Габаритные размеры конического подшипника 6–7804У ГОСТ520

Для проверки адекватности и подтверждения необходимого ресурса подшипника 6–7804У ГОСТ520 в узле сателлита планетарной передачи было проведено испытание на долговечность в испытательной лаборатории Европейской подшипниковой корпорации в г. Волжском.

Цель исследования:

Подтверждение соответствия динамической грузоподъемности (Сr) и скорректированного расчетного ресурса подшипника, при 90% - ной надежности, (L10a) нормам, рассчитанным по ГОСТ 18855. (Сr=19700Н; L10a=155час).

Методы исследования

Испытанию подвергают 20 образцов подшипников, отобран­ных в соответствии с правилами отбора и идентификации образцов, до выхода из строя в зависимости от схемы испытаний от 8-ми до 4-х образцов по усталостному разрушению. Если в процессе испытаний вышли из строя по усталостному разрушению более восьми образцов, то статистическую обработку сле­дует проводить по первым восьми отказам. Если в процессе испытаний вышли из строя по усталостному разрушению менее восьми образцов, то статистическую обработку сле­дует проводить по восьми образцам, включая все вышедшие из строя образцы и образцы, не вышедшие из строя, но имеющих наименьшую, в порядке возрастания, наработку.

Испытания производятся по комбинированной схеме, т.е. при одновременном сообщении нагрузки на образец, как в радиальном, так и осевом направлении (рисунок 4).

Рисунок 4 – Схема испытательного стенда

Таблица 1 – Пояснение к испытательному стенду

Поз

Наименование

Поз

Наименование

2

Корпус узла осевого нагружения

20

Стакан правый

3

Диафрагма

21

Кольцо съемное

4

Крышка

22

Фланец корпуса правый

5

Нажимной диск

23

Корпус нагружения

6

Корпус упора шарового

25

Фланец корпуса левый

7

Шпилька

26

Стакан левый

8

Толкатель

27

Упор

9

Упор шаровый

28,29

Прокладки

10

Штуцер

33,34,

36,37

Болты

12

Шайба

42

Шайба

13

Гайка

45

Штифт

18

Вал

46

Испытуемый подшипник

19

Фланец стакана

 

 

Диагностирование разрушений образцов в процессе испытаний осуществляется автоматически, по критериям повышения установленных порогов температуры и вибрации: установившаяся температура наружного кольца испытуемого образца подшипника при жидком смазочном материале не должна превышать 900С, увеличение уровня вибрации образца подшипника в процессе испытания более чем на 5 дБ.

В качестве смазывающего материала применяется минеральное масло индустриальной марки И-20А, соответствующее ГОСТ 20799. Смазка испытуемых образцов производится циркуляционным методом. Расчетная долговечность в часах определяется по формуле:

;

где Pr – эквивалентная динамическая радиальная нагрузка;

Сr – базовая динамическая грузоподъемность;

а23–модифицированный коэффициент (для роликовых конических подшипников – 0.55).

Испытания проводились в соответствии с методикой М НИЦ ЕПК.005–10, подшипники 6–7804У (рисунок 5.1) в количестве 20 штук испытывались на испытательной машине ЦКБ-72 (рисунок 5.2) при Fr=6555 Н; Fa=1971 Н; n=6000 об/мин, где Fr – радиальная нагрузка; Fa – осевая нагрузка; n – частота вращения внутреннего кольца.

Рисунок 5.1 – Подшипник 6–7804У

Рисунок 5.2 – Испытательная машина ЦКБ-72

Результаты исследования

Испытание подшипника 6–7804У на долговечность началось 31.01.2013 и закончилось 19.08.2013, показав следующие результаты:

Таблица 2 – Результаты испытания

п/ш

Долговечность подшипника

Разрушения

Состояние

смазки

 

Средняя температура, 0С

Натяг на валу,

мкм

 

час

в % к L10a

н.к

в.к.

т.к.

сеп.

tвозд

tн.к

1

237

153

+

+

+

 

удовл.

29

65

31

2

292

188

+

 

 

 

удовл.

29

59

29.5

3

775

500

 

 

 

 

удовл.

29

52

27.5

4

775

500

 

 

 

 

удовл.

29

58

27

5

775

500

+

+

+

 

удовл.

29

49

34

6

775

500

 

 

 

 

удовл.

29

59

25.5

7

775

500

+

 

+

 

удовл.

29

57

34

8

775

500

 

 

 

 

удовл.

29

62

27.5

9

775

500

 

 

 

 

удовл.

29

57

28.5

10

775

500

+

 

+

 

удовл.

29

44

22

11

775

500

 

 

 

 

удовл.

29

60

26

12

775

500

 

 

 

 

удовл.

29

46

21

13

775

500

 

 

 

 

удовл.

29

64

29.5

14

775

500

+

+

+

 

удовл.

29

47

19

15

775

500

 

 

 

 

удовл.

29

62

29

16

775

500

 

 

 

 

удовл.

29

46

19

17

775

500

 

 

 

 

удовл.

29

61

26.5

18

775

500

 

 

 

 

удовл.

29

61

31

19

775

500

+

 

+

 

удовл.

29

56

21.5

20

775

500

 

 

 

 

удовл.

29

57

22

По результатам стендового испытания подшипников 6–7804У установлено:

– фактическое значение динамической грузоподъемности Сr факт=41248 Н, что составляет 139% от Сr;

– фактическое значение скорректированного ресурса подшипников при 90% - ной надежности L10факт=463 час, что составляет 299% от L10a.

Заключение

Подшипники 6-7804У по ресурсу, метрологическим и металлографическим характеристикам соответствуют требованиям ГОСТ 520 и согласованного с ОАО «АВТОВАЗ» габаритного чертежа.

Из 20 испытуемых подшипников, только 2 подшипника вышли из строя и еще 5 имели незначительные повреждения. Испытание подшипника можно считать успешным, т. к. ресурс 2-ух вышедших из строя подшипников 15 и 18 тыс. моточасов соответственно, а 18 остальных – 50 тыс. моточасов, при необходимом ресурсе планетарной передачи в 12-15 тыс. моточасов. Исходя из этого, можно рекомендовать подшипник 6–7804У для использования в опорах сателлитов известных планетарных передач.