Введение
Развитие современной техники ставит перед инженерами задачи связанные с расчетами, проектированием, производством и эксплуатацией различных машин и механизмов. Во всех машинах передача движения от двигателя к исполнительному устройству осуществляется передаточным механизмом. К наиболее прогрессивным передачам относятся планетарные зубчатые механизмы. Они позволяют значительно снизить габаритные размеры и массу машин.
Одним слабых мест в известных планетарных передачах является игольчатые подшипники сателлитов, так как при высоких нагрузках, которые возникают при работе трансмиссии гусеничных тракторов, иголки на концах деформируются и приходят в негодность, зачастую быстрее, чем заданный ресурс планетарной передачи. На рисунке 1 представлена планетарная передача трактора ВТ-100.
Рисунок 1 – Планетарная передача с игольчатым подшипником сателлита
Для решения данной проблемы вместо игольчатого подшипника был спроектирован в данный узел, сдвоенный конический (рисунок 2).
Рисунок 2 – Планетарная передача со сдвоенным коническим подшипником сателлита
Конические подшипники отличаются высокой грузоподъемностью, а так же возможностью воспринимать осевые и горизонтальные нагрузки. Для проектирования был выбран подшипник 6–7804У ГОСТ520, который соответствует по габаритам и может быть реализован в данном узле.
Рисунок 3 – Габаритные размеры конического подшипника 6–7804У ГОСТ520
Для проверки адекватности и подтверждения необходимого ресурса подшипника 6–7804У ГОСТ520 в узле сателлита планетарной передачи было проведено испытание на долговечность в испытательной лаборатории Европейской подшипниковой корпорации в г. Волжском.
Цель исследования:
Подтверждение соответствия динамической грузоподъемности (Сr) и скорректированного расчетного ресурса подшипника, при 90% - ной надежности, (L10a) нормам, рассчитанным по ГОСТ 18855. (Сr=19700Н; L10a=155час).
Методы исследования
Испытанию подвергают 20 образцов подшипников, отобранных в соответствии с правилами отбора и идентификации образцов, до выхода из строя в зависимости от схемы испытаний от 8-ми до 4-х образцов по усталостному разрушению. Если в процессе испытаний вышли из строя по усталостному разрушению более восьми образцов, то статистическую обработку следует проводить по первым восьми отказам. Если в процессе испытаний вышли из строя по усталостному разрушению менее восьми образцов, то статистическую обработку следует проводить по восьми образцам, включая все вышедшие из строя образцы и образцы, не вышедшие из строя, но имеющих наименьшую, в порядке возрастания, наработку.
Испытания производятся по комбинированной схеме, т.е. при одновременном сообщении нагрузки на образец, как в радиальном, так и осевом направлении (рисунок 4).
Рисунок 4 – Схема испытательного стенда
Таблица 1 – Пояснение к испытательному стенду
Поз |
Наименование |
Поз |
Наименование |
2 |
Корпус узла осевого нагружения |
20 |
Стакан правый |
3 |
Диафрагма |
21 |
Кольцо съемное |
4 |
Крышка |
22 |
Фланец корпуса правый |
5 |
Нажимной диск |
23 |
Корпус нагружения |
6 |
Корпус упора шарового |
25 |
Фланец корпуса левый |
7 |
Шпилька |
26 |
Стакан левый |
8 |
Толкатель |
27 |
Упор |
9 |
Упор шаровый |
28,29 |
Прокладки |
10 |
Штуцер |
33,34, 36,37 |
Болты |
12 |
Шайба |
42 |
Шайба |
13 |
Гайка |
45 |
Штифт |
18 |
Вал |
46 |
Испытуемый подшипник |
19 |
Фланец стакана |
|
|
Диагностирование разрушений образцов в процессе испытаний осуществляется автоматически, по критериям повышения установленных порогов температуры и вибрации: установившаяся температура наружного кольца испытуемого образца подшипника при жидком смазочном материале не должна превышать 900С, увеличение уровня вибрации образца подшипника в процессе испытания более чем на 5 дБ.
В качестве смазывающего материала применяется минеральное масло индустриальной марки И-20А, соответствующее ГОСТ 20799. Смазка испытуемых образцов производится циркуляционным методом. Расчетная долговечность в часах определяется по формуле:
;
где Pr – эквивалентная динамическая радиальная нагрузка;
Сr – базовая динамическая грузоподъемность;
а23–модифицированный коэффициент (для роликовых конических подшипников – 0.55).
Испытания проводились в соответствии с методикой М НИЦ ЕПК.005–10, подшипники 6–7804У (рисунок 5.1) в количестве 20 штук испытывались на испытательной машине ЦКБ-72 (рисунок 5.2) при Fr=6555 Н; Fa=1971 Н; n=6000 об/мин, где Fr – радиальная нагрузка; Fa – осевая нагрузка; n – частота вращения внутреннего кольца.
Рисунок 5.1 – Подшипник 6–7804У
Рисунок 5.2 – Испытательная машина ЦКБ-72
Результаты исследования
Испытание подшипника 6–7804У на долговечность началось 31.01.2013 и закончилось 19.08.2013, показав следующие результаты:
Таблица 2 – Результаты испытания
№ п/ш |
Долговечность подшипника |
Разрушения |
Состояние смазки |
Средняя температура, 0С |
Натяг на валу, мкм |
|||||
|
час |
в % к L10a |
н.к |
в.к. |
т.к. |
сеп. |
tвозд |
tн.к |
||
1 |
237 |
153 |
+ |
+ |
+ |
|
удовл. |
29 |
65 |
31 |
2 |
292 |
188 |
+ |
|
|
|
удовл. |
29 |
59 |
29.5 |
3 |
775 |
500 |
|
|
|
|
удовл. |
29 |
52 |
27.5 |
4 |
775 |
500 |
|
|
|
|
удовл. |
29 |
58 |
27 |
5 |
775 |
500 |
+ |
+ |
+ |
|
удовл. |
29 |
49 |
34 |
6 |
775 |
500 |
|
|
|
|
удовл. |
29 |
59 |
25.5 |
7 |
775 |
500 |
+ |
|
+ |
|
удовл. |
29 |
57 |
34 |
8 |
775 |
500 |
|
|
|
|
удовл. |
29 |
62 |
27.5 |
9 |
775 |
500 |
|
|
|
|
удовл. |
29 |
57 |
28.5 |
10 |
775 |
500 |
+ |
|
+ |
|
удовл. |
29 |
44 |
22 |
11 |
775 |
500 |
|
|
|
|
удовл. |
29 |
60 |
26 |
12 |
775 |
500 |
|
|
|
|
удовл. |
29 |
46 |
21 |
13 |
775 |
500 |
|
|
|
|
удовл. |
29 |
64 |
29.5 |
14 |
775 |
500 |
+ |
+ |
+ |
|
удовл. |
29 |
47 |
19 |
15 |
775 |
500 |
|
|
|
|
удовл. |
29 |
62 |
29 |
16 |
775 |
500 |
|
|
|
|
удовл. |
29 |
46 |
19 |
17 |
775 |
500 |
|
|
|
|
удовл. |
29 |
61 |
26.5 |
18 |
775 |
500 |
|
|
|
|
удовл. |
29 |
61 |
31 |
19 |
775 |
500 |
+ |
|
+ |
|
удовл. |
29 |
56 |
21.5 |
20 |
775 |
500 |
|
|
|
|
удовл. |
29 |
57 |
22 |
По результатам стендового испытания подшипников 6–7804У установлено:
– фактическое значение динамической грузоподъемности Сr факт=41248 Н, что составляет 139% от Сr;
– фактическое значение скорректированного ресурса подшипников при 90% - ной надежности L10факт=463 час, что составляет 299% от L10a.
Заключение
Подшипники 6-7804У по ресурсу, метрологическим и металлографическим характеристикам соответствуют требованиям ГОСТ 520 и согласованного с ОАО «АВТОВАЗ» габаритного чертежа.
Из 20 испытуемых подшипников, только 2 подшипника вышли из строя и еще 5 имели незначительные повреждения. Испытание подшипника можно считать успешным, т. к. ресурс 2-ух вышедших из строя подшипников 15 и 18 тыс. моточасов соответственно, а 18 остальных – 50 тыс. моточасов, при необходимом ресурсе планетарной передачи в 12-15 тыс. моточасов. Исходя из этого, можно рекомендовать подшипник 6–7804У для использования в опорах сателлитов известных планетарных передач.