Проблема формирования воли интересовала и интересует многих ученых, родителей и педагогов. Считается, что подростковый и юношеские возраста являются сензитивными периодами для становления волевой саморегуляции. Нам было интересно узнать есть ли разница в уровне волевой саморегуляции у подростков и юношей. Была сформулирована гипотеза, что уровень волевой саморегуляции 9-классников и первокурсников.
Мы провели исследование на 9-м классе, в котором были дети из неполных семей (16 %), работающие (6 %), занимающиеся серьезно спортом, посещающие различные секции (13 %), участники школьных и городских олимпиад (6 %). Вторая выборка составила первокурсники ЕИ КФУ, основная масса живет в полных семьях (70 %), но в то же время стремятся к большей независимости от родителей, которая проявляется в финансовой независимости, серьезными увлечениями в спорте, в исследовательской деятельности.
Нами была использована методика тест-опросник А.В. Зверькова и Е.В. Эйдмана «Исследование волевой саморегуляции». Для анализа данных был использован метод математической статистики, в частности t-критерий Стьюдента. Анализ был проведен по 3- м субшкалам: общий уровень, настойчивость, самообладание. В ходе математической обработки данных выяснилось, что эмпирическое значение t по субшкалам саморегуляции, настойчивости, общему уровню у 9-классников и 1-курсников не отличаются. Средние показатели выше средних у обеих выборок.
Данные результаты можно объяснить особенностью выборки подростков. Многие испытуемые живут в неполных семьях, серьезно увлекаются спортом, совмещают учебу с работой, т.е. этим детям приходится самостоятельно заботиться о себе, думать о будущем, добиваться своих целей самим. Юноши больше стремятся быть независимыми от родителей, сами организуют свой досуг, берут больше ответственности за свои поступки, проявляют больше инициативности, решительности в решении определенных проблем, хорошо развита мотивация учится.